Ретро

Mercedes-Benz Türk O345G

Городской сочленённый автобус, выпускавшийся заводом Mercedes-Benz Türk в городе Аксарае, Турция.
Семейство О345 пришло на смену морально устаревшему O325, уже успевшему получить определённую известность в России в рамках поставок по газовым взаимозачётам. Модель О345 предназначалась для рынка Турции, стран бывшего соцлагеря и “третьего мира” как более доступная альтернатива немецким моделям “Мерседеса”. При этом, в отличие от предшественника, О345 был построен не на “грузовых” компонентах, благодаря чему был значительно более современен и комфортабелен.
Вместо "грузового" V6 наследник O325-го получил компактный рядный дизель ОМ447 от немецкого Mercedes-Benz O405, который позволил ощутимо понизить уровень пола и “упаковать” агрегаты в моторном отсеке, не возводя “Эверест” в конце салона. Также был доступен 5-цилиндровый “тракторный” дизель OM449. Автоматическая коробка ZF стала базовой для городских машин, но для пригородных версий осталась доступна “механика”.
Автобусы Mercedes-Benz O345G проходили испытания в петербургском Автобусном парке №2 “Пассажиравтотранса” и в московском Филёвском автобусно-троллейбусном парке, но заинтересовать дорогой и сложной иномаркой обе российских столицы не удалось. Повезло регионам: в 1996 году партия из 750 турецких “Мерседесов” O345 и O345G с 5-цилиндровыми дизелями была профинансирована Международным Банком Реконструкции и Развития. В программе участвовали 14 городов: Великие Луки (Псковская область), Великий Новгород, Вологда, Кострома, Красноярск, Курск, Омск, Псков, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск (Мордовия), Смоленск, Тверь и Череповец (Вологодская область). Также по этой программе в Омск и Череповец закупили автобусы АКА-6226 производства ГолАЗа, а Екатеринбург получил автобусы Ikarus-283.10 курганской сборки.
Средняя стоимость таких Мерседесов составила порядка 250 тысяч долларов, или 1,3 миллиарда неденоминированных рублей. Условия кредита - 7,7 % годовых с отсрочкой первого платежа на 5 лет, а далее выплаты равными долями в течение 12 лет (то есть до 2014 года): многие города расплачивались по кредиту, уже давно сдав “Тюрков” в металлокассу.
На волне столь крупной поставки даже рассматривался выпуск автобусов O345 в России. Планы организовать сборку O345G были у Сосновоборского завода автоприцепов (Красноярский край, выпущено 2 машины), на Ставропольском заводе автоприцепов и на Нефтекамском автозаводе (не выпущено ни одной машины).
После дефолта 1998 года продажи сложного и дорогого O345 в России практически сошли на нет. Однако “дембельский аккорд” модели, после рестайлинга получившей название Conecto, тоже связан с Россией: в 2006 году подмосковное “Мострансавто” закупило сразу 600 пригородных автобусов Conecto H. Они и стали последними представителями семейства, сошедшими с конвейера.
Интересно, что несмотря на отсутствие закупок “Пассажиравтотрансом” в Санкт-Петербурге, в середине 00-х фирма “Вест-Сервис” эксплуатировала несколько O345 и один O345G, арендованные в Великих Луках.
Представленный Mercedes O345G – из “кредитной” партии, в 1996 году поступивший в Великие Луки. В 2006 году его передали Псковскому автобусному парку “Псковпассажиравтотранса”, где он проработал до 2024 года, когда автобус был передан петербургскому “Пассажиравтотрансу”. Восстановлением машины занимался Автобусный парк №7 в 2024-2025 годах.