Ретро

ГАЗ-52-04

Среднетоннажный грузовой автомобиль ГА3-52 – прямой наследник модели ГА3-51, и его дальнейшее развитие.
ГА3-52 выпускался с 1964 года, и более десяти лет строился параллельно с моделью-предшественником и прямым аналогом - ГА3 51.
От предыдущей модели "52-й" получил рядный 6-цилиндровый двигатель и коробку передач, а от "старшей", более тяжёлой модели ГА3-53 – кабину нового образца.
Рядный 6-цилиндровый двигатель ГА3-52 ведёт свою родословную от довоенного мотора ГА3-11. Этот двигатель, имеющий американский прототип, использовался в том числе на "улучшенном" легковом автомобиле ГА3-11-73 ("шестицилиндровой" версии ГАЗ-М1) и премиальном лимузине ГА3-12 "ЗИМ". Коробка передач в ГАЗ-52 была унаследована ещё от “Полуторки” ГАЗ-АА, то есть от автомобиля Форд-АА образца 1920-х годов.
ГА3-52 выпускался в двух основных вариантах длины и колёсной базы: укороченном и удлинённом. При этом "длинные" ГА3-52 имеют раму, практически идентичную "старшему" ГА3-53, и соответствуют ему по габаритным размерам. "Короткие" ГА3-52 же соответствовали прежней модели ГА3-51, и были крайне близки к нему технически.
От "старшей" модели ГА3-53 модель 52 также отличалась полной массой: если гружёный ГА3-53 весил 7,4 тонны, то "длинный" ГА3-52 - 5,5 тонны, а "короткий" - 5,2 тонны.
В силу значительного внешнего сходства, отличить ГА3-52 от ГА3-53 под силу только знатоку отечественного автопрома. Самым явным отличием можно назвать колёсные диски – у "52-го" они с шестью "окнами", а у ГА3-53 – с тремя. Как правило, кабины ГА3-52 окрашивались в один цвет, а у "тяжёлых" ГА3-53 передняя облицовка выделялась белым цветом. Также, в отличие от ГА3-53 и ГА3-66, модель ГА3-52 так и не получила советского "знака качества" – при том, что отверстия для его крепления делались на всех облицовках. Это было поводом для злых шуток про "дырки для ордена".
Интересно, что с производства ГАЗ-52 был снят в начале 1993 года, когда уступил место наследнику, ГАЗ-3306. Последний представлял собой всё то же незначительно модернизированное шасси ГАЗ-51, снабжённое кабиной следующего поколения, от ГАЗ-3307. В условиях, когда в страну хлынул поток бывших в употреблении европейских и американских грузовиков, тихоходный и устаревший автомобиль оказался не нужен потребителям, и вскоре был снят с производства.
Представленный автомобиль ГА3-52-04 был выпущен в 1977 году как армейская мобильная дезинфекционная станция УД-2А-4. Соответственно году выпуска, этот ГА3-52 имеет переднюю облицовку "второй серии", или так называемую "улыбку"
- подобно автомобилям ГА3-53А.
После долгих лет хранения в военной консервации автомобиль был продан частному лицу в Московскую область. Тогда с него демонтировали дезинфекционную установку, и на шасси была установлена автоцистерна для перевозки питьевой воды и живой рыбы. В этом качестве ГАЗик недолгое время проработал в одном из сёл Костромской области, где наездил около 22 тысяч километров. С 2019 года этот ГА3-52-04 – музейный экспонат в Санкт-Петербурге.