Ретро

Škoda 14TrM

Одиночный троллейбус Škoda 14Tr был разработан и выпускался заводом Škoda Ostrov в Чехии. В социалистические годы “Шкода” выпускала не только автомобили: это был огромный концерн из пяти крупных подразделений, помимо легковушек производивший грузовики, троллейбусы, железнодорожную технику и даже оборудование для атомных электростанций.
Выпуск модели начался в 1980 году, а разработка велась в 70-е: “14-я” модель пришла на смену устаревшей Škoda 9Tr. Помимо кузова с плоскими формами и огромной площадью остекления, кардинально изменилось и оборудование троллейбуса: в частности, на 14Tr применялась тиристорно-импульсная система управления, или ТИСУ, обеспечивавшая комфорт и плавность при трогании с места и торможении, исключавшая ударные нагрузки на тяговую передачу, а также экономившая электроэнергию. На модели был применён импульсный статический преобразователь 600/24V, который позволил снизить уровень шума.
Троллейбус Škoda 14Tr имеет три независимые системы тормозов: служебный электродинамический, экстренный пневматический, а также вспомогательный стояночный. Это было важно для эксплуатации в условиях горного рельефа – например, в Крыму или республиках Закавказья. Во многом это обусловлено ещё и тем, что Шкоды имели статус “горных” троллейбусов.
В советские годы города РСФСР не получали троллейбусы Škoda: это было прерогативой национальных республик – Украины, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Однако в 90-е годы они стали появляться и в российских хозяйствах: часть импортировались бывшими в употреблении из Восточной Европы, а другая часть – были произведены в России. Сборку 14-х “Шкод” в 90-е годы наладил Вологодский машиностроительный завод (ныне “Транс-Альфа“).
Представленный троллейбус 1998 года выпуска собран в Вологде, и до 2024 года работал в Великом Новгороде: там троллейбусное движение запускалось как раз такими Шкодами. В 2025 году машина передана Экспозиционно-выставочному комплексу петербургского “Горэлектротранса” в качестве музейного экспоната.