РАФ-251 - автобус производства Рижской автобусной фабрики на шасси грузовика ГА3-51А.
"Рижская автобусная фабрика" была образована в результате объединения Рижского завода автомобильных кузовов (РЗАК), бывшего Рижского авторемонтного завода N2 (PAP3 N2) с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Предприятие располагалось в Риге, в помещениях бывших мастерских Деицманиса и Потреки на улице Тербатас.
В 1953 году Рижская автобусная фабрика начала постройку автобусов. Первенцем рижских автобусостроителей стал капотный автобус с деревометаллическим кузовом на шасси ГА3-51, подобный ПА3-651. Деревянный каркас монтировался на шасси и обшивался листовым металлом, передняя часть с крыльями и мотоотсеком оставалась от грузовика-донора. При этом при постройке автобусов часто использовались бывшие в эксплуатации грузовики после капремонта.
В 1955 был представлен первый автобус РАФ вагонной компоновки. На переделанном шасси монтировался полностью новый бескапотный кузов, по-прежнему выполненный на основе деревянного каркаса. Автобус назвали РАФ-251, и выпускался он до 1958 года. Всего было выпущено 1460 автобусов РАФ-251, но в 1958 году история модели вовсе не закончилась.
После того, как "Рижская автобусная фабрика" прекратила выпуск РАФ-251, РАРЗ N2 продолжил производство машины под новым названием - РАФ-976. Модернизированный автобус получил незначительные косметические изменения, но конструкция его деревометаллического кузова оставалась прежней.
Так как срок службы кузова из дерева был крайне недолог, деревометаллические кузова выпускались на РАРЗе в первую очередь как "запчасти" на замену ранее выпущенным ветхим кузовам. Также практиковалась установка кузовов РАФ-976 на бывшее в употреблении грузовое шасси заказчика.
Выпуск автобусов РАФ-976 в Риге продолжался вплоть до середины 80-х годов.
Представленный автобус до восстановления работал в Латвии. Он передан Петербургскому музею автобусов в 2016 году из коллекции латвийского бизнесмена и автогонщика Андриса Дамбиса.
При реконструкции этого РАФа его деревометаллический кузов был по сути воссоздан заново по фрагментам уцелевших образцов. Также при восстановлении автобуса были использованы элементы кузова РАФ-251 более раннего образца, найденного в садоводстве "Лотос" под Токсово Ленинградской области.
"Рижская автобусная фабрика" была образована в результате объединения Рижского завода автомобильных кузовов (РЗАК), бывшего Рижского авторемонтного завода N2 (PAP3 N2) с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Предприятие располагалось в Риге, в помещениях бывших мастерских Деицманиса и Потреки на улице Тербатас.
В 1953 году Рижская автобусная фабрика начала постройку автобусов. Первенцем рижских автобусостроителей стал капотный автобус с деревометаллическим кузовом на шасси ГА3-51, подобный ПА3-651. Деревянный каркас монтировался на шасси и обшивался листовым металлом, передняя часть с крыльями и мотоотсеком оставалась от грузовика-донора. При этом при постройке автобусов часто использовались бывшие в эксплуатации грузовики после капремонта.
В 1955 был представлен первый автобус РАФ вагонной компоновки. На переделанном шасси монтировался полностью новый бескапотный кузов, по-прежнему выполненный на основе деревянного каркаса. Автобус назвали РАФ-251, и выпускался он до 1958 года. Всего было выпущено 1460 автобусов РАФ-251, но в 1958 году история модели вовсе не закончилась.
После того, как "Рижская автобусная фабрика" прекратила выпуск РАФ-251, РАРЗ N2 продолжил производство машины под новым названием - РАФ-976. Модернизированный автобус получил незначительные косметические изменения, но конструкция его деревометаллического кузова оставалась прежней.
Так как срок службы кузова из дерева был крайне недолог, деревометаллические кузова выпускались на РАРЗе в первую очередь как "запчасти" на замену ранее выпущенным ветхим кузовам. Также практиковалась установка кузовов РАФ-976 на бывшее в употреблении грузовое шасси заказчика.
Выпуск автобусов РАФ-976 в Риге продолжался вплоть до середины 80-х годов.
Представленный автобус до восстановления работал в Латвии. Он передан Петербургскому музею автобусов в 2016 году из коллекции латвийского бизнесмена и автогонщика Андриса Дамбиса.
При реконструкции этого РАФа его деревометаллический кузов был по сути воссоздан заново по фрагментам уцелевших образцов. Также при восстановлении автобуса были использованы элементы кузова РАФ-251 более раннего образца, найденного в садоводстве "Лотос" под Токсово Ленинградской области.