Ретро

ВАЗ-2108 “Спутник” / “Самара”

ВА3-2108 - легковой автомобиль производства Волжского автомобильного завода (Тольятти, Самарская область). Первенец семейства переднеприводных автомобилей ВА3, разработанных с нуля, без использования "ФИАТовских" наработок.
Премьера новой “Лады” состоялась на выставке "Автопром-84" на московском ВДНХ, производство началось в декабре того же года, а продажи стартовали в начале 1985-го.
Инженерным подрядчиком по доводке автомобиля и ряду систем выступила немецкая компания Porsche. Также в западных странах были закуплены лицензии на ряд компонентов - например, передние дисковые тормоза, рулевую рейку, сцепление и синхронизаторы коробки передач, ШРУСы, карбюратор, балку задней подвески, бескамерные радиальные шины.
На выходе получилась вполне передовая для своих лет машина, получившая популярность не только на родине, но и в капиталистических странах, в том числе в
Германии, Канаде, Великобритании и Австралии.
В зависимости от целевого рынка "Лады" этого семейства продавались под торговыми марками "Спутник", "Samara" или "Forma”.
Кузов ВА3-2108 - трёхдверный хэтчбэк. Также выпускались близкородственные модели ВА3-2109 с пятью дверьми и четырёхдверный седан ВА3-21099.
Базовым для ВА3-2108 стал мотор объёмом 1,3 литра; позже появилась модификация 1,1 литра (в первую очередь, как "безналоговая" для экспортных рынков) и вариант 1,5 литра, ставший наиболее массовым. Доступны были как четырёх, так и пятиступенчатая коробка передач.
В 1991 году на ВА3-2108/09 модернизировали внешность, внедрив "длиннокрылую" переднюю часть без так называемого “клюва” - такие модели получили наименование ВАЗ-21083/21093. В начале 1990-х оба варианта выпускались параллельно, однако позже первоначальный дизайн типа “короткое крыло” сняли с производства в угоду унификации.
С 1997 начался переход на выпуск семейства "Самара-2". Первым стал седан ВА3-2115, созданный на базе ВА3-21099, далее последовали хэтчбэки ВА3-2113 (бывший “2108”) и ВАЗ-2114 (бывший “2109”).
В 2004 году производство "Самары" первого поколения в России перекратили в связи с заменой на "Самару-2", которую, в свою очередь, сняли с производства в 2013 году. После прекращения выпуска в России, ВА3-2108/09/099 первого поколения продолжили производить на Украине - на базе ЗАЗа и завода “Анто-Рус”, где их выпуск продолжался до 2011 года.