Санкт-Петербург был первым городом в Российской Империи, где открылось коночное движение. Конка была частной, за время её функционирования в Санкт-Петербурге открылось целых три общества конных железных дорог на условиях концессии, в соответствии с условиями которой со временем предприятия должны были перейти в собственность города. Так, Первое общество конно-железных дорог, начавшее свою работу в 1863 году, имело 3 линии в центральной части города, Второе Товарищество конно-железных дорог, приступившее к работе в 1875 году, сумело построить 19 линий, а общество Невской железной дороги приступило к работе 1878 году и владело только одной линией. Каждое из обществ имело свой подвижной состав, заказанный в разное время на разных заводах, кроме того, вагоны неоднократно проходили модернизацию.
На одной из линий Второго Товарищества и линии Невской железной дороги внедрили паровую тягу, что позволило эксплуатировать по несколько коночных вагонов в сцепке с небольшим паровозом.
Среди коночных вагонов, имевшихся в распоряжении обществ, были одноконные вагоны (для одной лошади) и более длинные пароконные вагоны, рассчитанные на две тяговых лошади. На подъёмах, например, при въезде на мост через Неву, требовалось запрягать ещё одну “пристяжную” лошадь. Также существовали открытые вагоны (без стенок по бокам и с поперечными лавками), полуоткрытые (где часть салона была открытой, а часть закрытой), с империалом (вторым этажом).
В 1880 году на вагоне Второго Товарищества №114, Ф.А. Пироцкий провёл успешный эксперимент, установив электрический двигатель и запитав его через рельсы. Своё изобретение он продемонстрировал владельцам обществ конных железных дорог, однако их оно не заинтересовало.
С переходом имущества обществ в ведение города началось проектирование переустройства коночных линий под электрическую тягу. При строительстве трамвайных линий был выбран принцип непрерывности движения - на время переустройства линии “под трамвай” движение конки по ней не прекращалось. После открытия движения электрического трамвая конка в Санкт-Петербурге продолжала действовать вплоть до февраля 1917 года.
К сожалению, оригинальных коночных вагонов Санкт-Петербурга до нашего времени не сохранилось, поэтому в 1950-е годы на базе грузовой трамвайной платформы ГП-10 была построена реплика одноэтажного пароконного вагона Путиловского завода 1876-77 годов выпуска. Она получила номер 114 в память о вагоне, на котором Ф.А. Пироцкий впервые опробовал электрический двигатель.
На одной из линий Второго Товарищества и линии Невской железной дороги внедрили паровую тягу, что позволило эксплуатировать по несколько коночных вагонов в сцепке с небольшим паровозом.
Среди коночных вагонов, имевшихся в распоряжении обществ, были одноконные вагоны (для одной лошади) и более длинные пароконные вагоны, рассчитанные на две тяговых лошади. На подъёмах, например, при въезде на мост через Неву, требовалось запрягать ещё одну “пристяжную” лошадь. Также существовали открытые вагоны (без стенок по бокам и с поперечными лавками), полуоткрытые (где часть салона была открытой, а часть закрытой), с империалом (вторым этажом).
В 1880 году на вагоне Второго Товарищества №114, Ф.А. Пироцкий провёл успешный эксперимент, установив электрический двигатель и запитав его через рельсы. Своё изобретение он продемонстрировал владельцам обществ конных железных дорог, однако их оно не заинтересовало.
С переходом имущества обществ в ведение города началось проектирование переустройства коночных линий под электрическую тягу. При строительстве трамвайных линий был выбран принцип непрерывности движения - на время переустройства линии “под трамвай” движение конки по ней не прекращалось. После открытия движения электрического трамвая конка в Санкт-Петербурге продолжала действовать вплоть до февраля 1917 года.
К сожалению, оригинальных коночных вагонов Санкт-Петербурга до нашего времени не сохранилось, поэтому в 1950-е годы на базе грузовой трамвайной платформы ГП-10 была построена реплика одноэтажного пароконного вагона Путиловского завода 1876-77 годов выпуска. Она получила номер 114 в память о вагоне, на котором Ф.А. Пироцкий впервые опробовал электрический двигатель.