Ретро

ЗИЛ-410441

В преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне Министерство обороны РФ объявило конкурс на создание нового автомобиля для проведения торжественных мероприятий. На тот момент в эксплуатации находились кабриолеты ЗИЛ-4104, возраст которых доходил до 30 лет, и несмотря на безупречное исполнение, эти машины были сильно устаревшими и в силу возраста не очень надёжными. В конкурсном задании гос. заказчик сформулировал множество требований к новому автомобилю, главными из которых стали использование двигателя зарубежного производства, внешний вид, напоминающий машины семейства ЗИЛ-41047 и чёрный цвет кузова (до этого парадные автомобили красились в серый).
Завод им. Лихачёва, который не получал гос. заказ на легковые машины с момента распада СССР, сразу взялся за разработку нового парадного автомобиля, надеясь вновь привлечь внимание к своей продукции.
Соперником московского предприятия стало тюнинг-ателье «Атлант-Дельта», входившее в ОАО «Горьковский автозавод». Нижегородский кабриолет сохранил облик машин 047-го семейства, который дизайнеры постарались сделать более тонким и элегантным, а инженеры обеспечили установку двигателя и других узлов от Chevrolet Suburban. Получилась современная внутренне и каноничная внешне машина. Московский вариант вышел наоборот – внешность машины была осовременена путём замены оптики, зеркал, декоративных пластиковых элементов на детали от кузовного ателье Cardi (Москва), а вот двигатель остался от машин предыдущего поколения, только уже с системой распределённого впрыска вместо карбюратора. Нововведением стала АКПП Allison (США) и механизм складывания крыши немецкого производства.
Создавая 441-й, заводчане были уверены, что машину у них купят, но этого не произошло. На сравнительных испытаниях «псевдо-ЗИЛ» из Нижнего Новгорода показал себя лучше, чем оригинальная машина московского завода, и Минобороны выбрало более практичный в эксплуатации и надёжный вариант, который потом получил название «ЗИЛ-4104 кабриолет» (не путать с заводским индексом).
Для Завода им. Лихачёва такой финал конкурса стал тяжёлым ударом, ведь на машины, собиравшиеся на последние деньги, возлагались большие надежды. Всего для сравнительных испытаний было изготовлено три автомобиля, а после конкурса завод собрал ещё два кабриолета по частным заказам.
Сегодня ЗИЛ-410441 находятся в музеях и частных коллекциях, а «ЗИЛ-41041 кабриолет» до сих пор в эксплуатации – 9 мая 2024 года его можно было увидеть на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.