Ретро

ЛАЗ-695Н

Первая партия автобусов ЛА3-695 «Львов» из 110 машин была выпущена Львовским автобусным заводом в 1956 году и распределена по автохозяйствам к Международному фестивалю молодёжи и студентов. Поэтому ЛА3-695 первого поколения принято называть «Фестивальным».
Автобус четвёртого поколения, получивший обозначение ЛА3-695Н, стал серийным в 1976 году, сменив на конвейере ЛА3-695М. На этом этапе машина получила новую, плоскую переднюю часть с высокими лобовыми стёклами и большим козырьком сверху. Передние и задние двери стали одинаковыми, а в кабине появилась новая панель приборов.
ЛАЗ-695Н оснащался бензиновым двигателем V8 и механической коробкой передач от грузового автомобиля ЗИЛ-130, задним мостом Raba и передней осью производства ЛиАЗа. Такая комбинация используемых агрегатов сохранялась ещё с модели ЛА3-695Е, ставшей серийной в 1963 году.
Примечательно, что до 1991 года автобусы ЛА3-695Н имели большой открывающийся люк в передней стенке кузова - в случае военной мобилизации эти автобусы быстро переделывались в санитарные, а люк предназначался для погрузки/разгрузки носилок с ранеными, так как через узкие двери пронести их было бы невозможно. После 1991 года эту деталь упразднили.
ЛА3-695Н стал базовой моделью для огромного семейства автобусов, включавших улучшенные ЛАЗ-695Р и 695НЭ, газовые ЛА3-695НГ, дизельные ЛАЗ-695Д и 695Т, междугородние ЛА3-697Н, 697Р и 695-011, удлинённые ЛА3-699Р и 699Т, а также многих других.
Общий тираж автобусов ЛА3-695Н (без моделей 697Н и 699Н) превышает 180 тысяч экземпляров.
В 2004 году ЛАЗ передал производство модели 695Н на дочерний Днепродзержинский автобусный завод (Днепропетровская область). Серийное производство ЛА3-695H прекратилось сравнительно недавно: последние кузова были сварены в 2008 году, а последние автобусы на их основе были распроданы 2 года спустя, в 2010-м.
Представленный автобус 1987 года постройки первоначально принадлежал войсковой части ФСБ в Санкт-Петербурге. Это был последний не-музейный ЛА3-695Н в городе. В 2013 году автобус был выставлен на продажу, после которой был выкуплен, восстановлен и стал экспонироваться в петербургском Музея городского электрического транспорта.
Весной 2022 года "непрофильный" экспонат был передан сотрудником музея ГЭТ в коллекцию автобусов "Пассажиравтотранса", где прошёл комплексное восстановление по технической части.