Ретро

ЗИЛ-131

Полноприводный трёхосный грузовой автомобиль ЗИЛ-131 - дальнейшее развитие успешной модели ЗИЛ-130. “Сто тридцать первый” сменил на конвейере модель ЗИЛ-157, производство которого было передано заводу-сателлиту ЗИЛа УАМЗ в Новоуральске Свердловской области (там оно продолжалось вплоть до 1992 года).
ЗИЛ-131 выпускался в Москве с 1966 года, а в 1986 году в серию пошла модернизированная модель ЗИЛ-131Н. При этом внешних отличий друг от друга они практически не имеют.
Основным и главным потребителем таких автомобилей являлась армия, во вторую очередь они поставлялись в народное хозяйство СССР.
Помимо базового бортового грузовика, ЗИЛ-131 выпускался в качестве шасси для специальных машин, в первую очередь - армейского назначения в кузовах-фургонах стандарта КУНГ (кузов универсальный нормального габарита - это не модель кузова, а стандарт, обозначающий, что транспортное средство с такой надстройкой пригодно для транспортировки на железнодорожных платформах).
В таких кузовах монтировались в первую очередь передвижные ремонтные мастерские и лаборатории, а также другая армейская спецтехника, например, передвижные радиостанции.
Другими установками на шасси ЗИЛ-131 стали всевозможные автоцистерны, топливо- и маслозаправщики, аэродромная спецтехника и пожарные автомобили. По сей день широко распространены передвижные буровые установки, смонтированные на шасси ЗИЛ-131.
Серийно ЗИЛ-131 выпускался в версиях с защищённой (экранированной) электропроводкой (модели 131A/131НА), седельные тягачи 131В/131НВ, а также большое семейство модификаций для холодного климата в различных конфигурациях (131С, 131HC, 131AC, 131HAC, 131HBC).
Производство автомобилей семейства ЗИЛ-131 было свёрнуто ЗИЛом в 1994 году в связи с переходом на новую модель ЗИЛ-4334, которая отличалась в первую очередь кабиной нового образца с интегральным оперением. Однако выпуск модели 131 продолжил завод УАМЗ в Новоуральске - под индексом 131
модель продолжила жить до 2002 года, а после 2002 индекс сменился на АМУР-521320, в том числе с дизельными двигателями ММ3. Предпринимались различные попытки модернизации модели 131 силами УАМ3: так, уральский завод экспериментировал с более современными кабинами различных производителей. Окончательно выпуск ЗИЛ-131 был свёрнут только после банкротства УАМЗ в 2010 году.