Ретро

УралЗИС-355

Среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускавшийся филиалом ЗИСа в Миассе на основе московской модели ЗИС-5В. ЗИС-5 – второй по массовости автомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны после ГАЗ-АА. Базовая модель представляла собой дальнейшее развитие грузового автомобиля AMO-3, который, в свою очередь, был сделан на основе грузовика AMO-2 – лицензионного грузового автомобиля американской марки Autocar. Ho, в отличие от AMO-2, все детали AMO-3 и ЗИС-5 были уже советского производства.
В годы Великой Отечественной конструкция базовой модели ЗИС-5 была значительно упрощена: такая “трёхтонка” получила обозначение ЗИС-5В, и именно эту модель освоили на эвакуированных мощностях московского Завода имени Сталина в Ульяновске и Миассе.
В октябре 1941 года, на фоне угрозы захвата немецкими войсками Москвы, производственные мощности ЗИСа были эвакуированы в ряд городов к востоку – Шадринск, Челябинск, Ульяновск и Миасс. В двух последних городах впоследствии на базе полученного оборудования выросли автозаводы УльЗИС (будущий УАЗ) и УралЗИС (ныне УралАЗ).
Представленный образец – вышка контактной сети довоенного образца на уже послевоенном шасси с двухрядной кабиной. По информации, найденной специалистами экспозиционно-выставочного центра СПб ГУП “Горэлектротранс“, такие вышки выпускались в Ленинграде – либо на ВАРЗе, либо в мастерских троллейбусного управления. Вышки монтировались на шасси грузовиков ЗИС-5, АМО-3 и УралЗИС-355, а впоследствии, по мере списания грузовиков-носителей, некоторые установки переносили на трамвайные платформы. Одна из таких вышек на “трамвайной“ базе дошла до наших дней.
В 2025 году команда реставраторов экспозиционно-выставочного центра СПб ГУП “Горэлектротранс“ установила вышку на подлинное шасси УралЗИС-355 миасского производства 1949 года выпуска.