Ретро

МАРЗ-5277-01

Междугородный 12-метровый автобус “полутораэтажной” компоновки, выпускавшийся заводом “Мичуринский автобус” (ранее известным как МАРЗ) в Тамбовской области с 2002 по 2011 год.
Мичуринский завод специализировался на автобусах по минимальной цене для региональных автопредприятий. Автобусы МАРЗ, подобно “Альтернам”, строились исключительно из отечественных компонентов: в них не было ни одной иностранной детали, что позволяло давать конкурентоспособную цену. Но, в отличие от “Альтерны”, на МАРЗах использовалась более прогрессивная компоновка с двигателем сзади.
Однако эта медаль имела и обратную сторону: дешёвые отечественные компоненты делали МАРЗы крайне “ломучими”, и марка стала своего рода жупелом от мира автобусов. С другой стороны, плюсом мичуринского междугородника было то, что он не был конвертирован из городской модели, подобно ЛиАЗам или НефАЗам, а его кузов был разработан с нуля. В нём использовали усиленную ходовую часть со швеллерным основанием, но при этом автобус получился вполне комфортным на ходу и с большими багажниками.
Как правило, модель 5277-01 комплектовали дизелем ЯМЗ-236 в паре с “МАЗовской” механической коробкой передач производства ЯМЗ. На закате производства стали доступны и иностранные агрегаты – например, двигатели Yuchai и Cummins, и даже автоматические коробки передач. Для большего удобства стали доступны панели приборов от Golden Dragon и китайские сиденья повышенной комфортности, а также ведущие оси Raba.
Мичуринский завод разорился по двум причинам: с одной стороны, региональные АТП по всей стране “посыпались”, не выдерживая конкуренции с “маршрутками“, и не смогли себе позволить ничего дороже и сложнее ПАЗика. С другой стороны, МАРЗ не попал в федеральную программу софинансирования обновления автопарков “70/30”, когда автобусы покупали за треть цены, а 70% платило государство. В 2011 году работа Мичуринского завода остановилась и более не возобновлялась.
Представленный МАРЗ-5277-01 ранее работал в войсковой части в Пензенской области. В 2024 году он вместе с другими автобусами был выставлен на торги, откуда был выкуплен коллекционером Русланом Тинчуриным из Ростова-на-Дону. Осенью 2024 года МАРЗ в компании двух ЛАЗов своим ходом преодолел путь от Пензы до Санкт-Петербурга, и теперь принадлежит петербургской компании “РетроЛайн”.