Ретро

ГМ-33

“Грузовой Моторный образца 1933 года” - грузовой трамвайный вагон с краном на базе пассажирского трамвая ЛМ-33. Исходный вагон был произведён ленинградским Вагоноремонтным заводом №1 (ВАРЗ-1) в 1940 году.
Вагон с бортовым номером №4435 был построен как пассажирская модель ЛМ-33 (“ленинградский моторный образца 1933 года”), застал блокаду и послевоенные годы. После завершения пассажирской эксплуатации в 1979 году он был переделан в грузовой трамвай ГМ-33 и в таком качестве работал в Службе пути. При переделке у вагона срезали две трети кузова, а на освободившуюся площадь устанавливали консольно-поворотный кран и бортовую платформу. Оставшуюся часть кузова обшивали заново, на крышу монтировали классический ленинградский пантограф, а спереди устанавливали фару-прожектор. Несмотря на масштабные переделки, в вагоне по-прежнему узнавалась исходная “Американка”. Работы по переоборудованию таких трамваев в грузовые спецвагоны выполнялись в трамвайном парке имени Леонова - там же, где сейчас находится Экспозиционно-выставочный комплекс “Горэлектротранса”, экспонатом которого ГМ-33 ныне и является.
На протяжении долгих лет бессменным вожатым этого вагона был Яков Владимирович Финкельштейн. Он рассказывал, что ушел с пассажирской работы вместе со своим трамваем - 4435 для него стал настоящим напарником. Водитель даже добился, чтобы у грузового трамвая остался исторический номер (большинство вагонов после переоборудования получало новую нумерацию с аббревиатурой ПСК – Платформа Самоходная с Краном). Так и получилось, что вагон сохранил не только изначальные очертания, но и данное при рождении “имя” - бортовой номер.
После переделки вагона в грузовой водитель и его трамвай стали работать уже в Совмещенном трамвайно-троллейбусном парке. Раритет, благодаря его заботливым рукам, дожил в работе до 21 века, и временами удивлял прохожих и автомобилистов архаичным внешним видом и ревом старых редукторов.
Весной 2024 года была завершена длительная реставрация вагона, и теперь этот ГМ-33 - единственный сохранившийся образец такого трамвая во всём мире. Завершение реставрационных работ приурочено к 82-й годовщине пуска блокадного трамвая в осажденном Ленинграде.