Городской автобус средней вместимости, выпускавшийся с 1993 до начала 2000-х годов.
В начале 90-х «Альтерна», созданная группой инженеров-выходцев с ЛиАЗа, по заданию Минтранса разработала самостоятельную линейку автобусов, спроектированных по принципу максимальной простоты конструкции, дешевизны и "импортозамещения".
Основным продуктом "Альтерны" стал городской автобус модели 4216 вместимостью 90 человек. Его кузов, отличавшийся революционной простотой, граничившей с примитивизмом, имел каркасную конструкцию из труб квадратного сечения. Рублёные формы, плоские стёкла – всё это служило для того, чтобы масштабировать производство "Альтерны" на любых машиностроительных предприятиях с минимумом необходимого оборудования.
Сама "Альтерна" была больше инжиниринговой, чем производственной компанией: расчёт шёл на то, что строить разработанные автобусы будут главным образом авторемонтные заводы и предприятия "оборонки" в регионах.
Новый автобус изначально проектировали с большим запасом прочности по кузову и адаптировали под различные комбинации уже выпускаемых агрегатов. Двигатель "Альтерны", подобно ЛиА3-677, располагался спереди, но был дизельным (КАМА3-740 или ЯМ3-236) и агрегатировался с механической коробкой передач. Донором рулевого механизма стал грузовик МАЗ, а заднего моста – ЗИЛ-4331.
Документация на автобусы "Альтерна" была приобретена рядом заводов в России и СНГ. Наиболее успешным из них оказался ЭЗСА – Энгельсский завод специальных автомобилей (Саратовская область), построивший около 200 автобусов модели 4216. Помимо ЭЗСА, выпуском автобусов “Альтерна” занимался Орский завод тракторных прицепов “Сармат”, Пермский завод “Агрореммаш”, завод “Амурмаш” и многие другие. Но по ряду причин массовым продуктом "Альтерна" так и не стала: спрос на новые автобусы был минимален, а качество не отличалось нестабильностью.
После распада СССР и СЭВ петербургские транспортники изучали варианты закупки автобусов от новых поставщиков. Одним из них могла стать фирма "Альтерна": в 1994 году три автобуса этой марки прибыли в Санкт-Петербург для презентации и прохождения испытаний.
Представленный автобус был выпущен в 1995 году на Энгельсском заводе специальных автомобилей и эксплуатировался подразделением "Газпрома" в городе Невинномысске (Ставропольский край). Дизельный двигатель КАМАЗ-740 был экспериментально переоборудован на газовое топливо специалистами ВНИИГАЗ: на автобусе отсутствовал ТНВД, стояла переделанная ГБЦ, а система зажигания была позаимствована у ЗИЛ-130. Перед передачей "Пассажиравтотрансу" двигатель автобуса был конвертирован в дизельный, но всё же потребовал ремонта при экстремальной зимней перегонке в Петербург. Силами Автобусного парка №1 “Альтерна” была поставлена на ход и восстановлена до первозданного вида. На сегодня это – единственный в мире коллекционный образец автобуса “Альтерна”.
В начале 90-х «Альтерна», созданная группой инженеров-выходцев с ЛиАЗа, по заданию Минтранса разработала самостоятельную линейку автобусов, спроектированных по принципу максимальной простоты конструкции, дешевизны и "импортозамещения".
Основным продуктом "Альтерны" стал городской автобус модели 4216 вместимостью 90 человек. Его кузов, отличавшийся революционной простотой, граничившей с примитивизмом, имел каркасную конструкцию из труб квадратного сечения. Рублёные формы, плоские стёкла – всё это служило для того, чтобы масштабировать производство "Альтерны" на любых машиностроительных предприятиях с минимумом необходимого оборудования.
Сама "Альтерна" была больше инжиниринговой, чем производственной компанией: расчёт шёл на то, что строить разработанные автобусы будут главным образом авторемонтные заводы и предприятия "оборонки" в регионах.
Новый автобус изначально проектировали с большим запасом прочности по кузову и адаптировали под различные комбинации уже выпускаемых агрегатов. Двигатель "Альтерны", подобно ЛиА3-677, располагался спереди, но был дизельным (КАМА3-740 или ЯМ3-236) и агрегатировался с механической коробкой передач. Донором рулевого механизма стал грузовик МАЗ, а заднего моста – ЗИЛ-4331.
Документация на автобусы "Альтерна" была приобретена рядом заводов в России и СНГ. Наиболее успешным из них оказался ЭЗСА – Энгельсский завод специальных автомобилей (Саратовская область), построивший около 200 автобусов модели 4216. Помимо ЭЗСА, выпуском автобусов “Альтерна” занимался Орский завод тракторных прицепов “Сармат”, Пермский завод “Агрореммаш”, завод “Амурмаш” и многие другие. Но по ряду причин массовым продуктом "Альтерна" так и не стала: спрос на новые автобусы был минимален, а качество не отличалось нестабильностью.
После распада СССР и СЭВ петербургские транспортники изучали варианты закупки автобусов от новых поставщиков. Одним из них могла стать фирма "Альтерна": в 1994 году три автобуса этой марки прибыли в Санкт-Петербург для презентации и прохождения испытаний.
Представленный автобус был выпущен в 1995 году на Энгельсском заводе специальных автомобилей и эксплуатировался подразделением "Газпрома" в городе Невинномысске (Ставропольский край). Дизельный двигатель КАМАЗ-740 был экспериментально переоборудован на газовое топливо специалистами ВНИИГАЗ: на автобусе отсутствовал ТНВД, стояла переделанная ГБЦ, а система зажигания была позаимствована у ЗИЛ-130. Перед передачей "Пассажиравтотрансу" двигатель автобуса был конвертирован в дизельный, но всё же потребовал ремонта при экстремальной зимней перегонке в Петербург. Силами Автобусного парка №1 “Альтерна” была поставлена на ход и восстановлена до первозданного вида. На сегодня это – единственный в мире коллекционный образец автобуса “Альтерна”.