Новости

Цельнометаллический фургон ЕрАЗ-762В

Цельнометаллический фургон ЕрАЗ-762В, выпускавшийся Ереванским автомобильным заводом (Армянская ССР, ныне Армения), после реставрации пополнит ряды участников юбилейного петербургского ретропарада 24 мая.

Конструкция модели 762 основана на микроавтобусе РАФ-977. Первоначально фургон и был рижской разработкой - он был известен как РАФ-977К. Однако РАФ был стеснён в площадях и производственных возможностях, поэтому для выпуска фургонов потребовалось организовать отдельный завод в Ереване, перестроив часть завода автопогрузчиков. Вместе с тем, высвобождение от устаревшего семейства упростило переход РАФа на микроавтобусы нового поколения, обеспечило существовавший парк 977-х запасными частями, а оснастку для его производства - новой работой.

Примечательно, что между Рижским и Ереванским заводами было закреплено определённое «разделение труда»: РАФ выпускал исключительно пассажирские микроавтобусы, ЕрАЗ - только грузовые и грузопассажирские фургоны. Отличить ЕрАЗ от РАФа просто: поздние машины, дошедшие до наших дней, обладают гофрированными полосами на бортах и рёбрами жёсткости на поверхности крыши: это сделано в рамках «оптимизации» конструкции в виде избавления от «лишних» внутренних усилителей. Уже в 90-е годы, либо по индивидуальным заказам, ЕрАЗ штучно строил пассажирские версии фургона 762В, а также санитарные автомобили на их базе.

В основе и ЕрАЗа, и РАФа - агрегаты «Волги» ГАЗ-21. По мере модернизаций двигатель ереванскому фургону достался уже от «24-й» Волги, а в постсоветский период - УМЗ от УАЗа-«Буханки». Но принципиально конструкция ЕрАЗа менялась мало: фургон скорее упрощали и удешевляли, а не модернизировали. Дело в том, что над ним многие годы нависал призрак наследника, ЕрАЗ-3730, которого так и не дотянули до полноценного конвейерного производства.

ЕрАЗ-762В, последнее звено эволюции ереванских фургонов, пошёл в производство в 1979 году. В середине 80-х он получил привычный дизайн с тремя гофрированными подштамповками, прерывающимися у стыков. В таком виде он и подошёл к концу производства в середине 90-х годов: на фоне энергетического кризиса в Армении автозавод провёл зиму без отопления - и возобновить производство на автозаводе возможным уже не представлялось.

ЕрАЗ-762В был передан в коллекцию «Пассажиравтотранса» транспортным энтузиастом из Краснодара, и восстановлен Колпинским автобусным парком. К ретропараду фургон примерит специально разработанную ливрею к столетию известной газеты. Спешите видеть!
ТранспортФест