Перспективный представительский автомобиль нового поколения, разработанный ЗИЛом в середине 80-х годов. Лимузины этого семейства должны были заменить собой изрядно устаревшие правительственный лимузин ЗИЛ-41045 и “автомобиль сопровождения” ЗИЛ-41041, которые являлись дальнейшим развитием модели 114 образца 1967 года. Два демонстрационных образца укороченного седана ЗИЛ-4102 были построены в 1988 году.
ЗИЛ-4102 должен был стать прорывной моделью для легкового ЗИЛа: после долгого эволюционного развития одной и той же модели правительственный лимузин стали “придумывать” заново. В отличие от рамных предшественников, ЗИЛ-4102 имел несущий кузов, а во внешних панелях активно использовался стеклопластик: из композита были выполнены панели крыши и пола, капот и крышка багажника, а также оба бампера. Всё это позволило значительно понизить массу нового лимузина. От рессорной подвески также отказались в пользу более современной независимой.
В трудных условиях перестроечных лет оба демонстрационных ЗИЛ-4102 оснастили агрегатами от представительских ЗИЛов прошлых поколений – бензиновым V8 и трёхступенчатым “автоматом” от модели 4104. ЗИЛ-4102 имел дублирующую систему зажигания, два аккумулятора, два бензонасоса, а также вентилируемые тормозные механизмы с автоматическим подводом.
ЗИЛ-4102 был оснащён рядом электронных систем комфорта: например, электростеклоподъёмниками, проигрывателем компакт-дисков, электроприводами заднего дивана и бортовым компьютером с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Информационная система – разработка Ленинградского института радиотехники: она была совмещена с радиоприёмником и магнитофоном, и женским голосом выдавала информацию о состоянии автомобиля: об открытии дверей, перегреве двигателя и так далее.
Помимо этого, на перспективном ЗИЛе имелись две независимые климатические установки – для водителя и для пассажиров, а все стёкла были атермальными, трёхслойными.
ЗИЛ-4102 планировался как модель более массовая, чем штучные предшественники: завод даже рассматривал возможность расширения легкового производства и организации их свободной продажи, насколько это было бы возможно в советской экономике. Однако презентация нового “демократичного” лимузина Михаилу Горбачёву ни к чему не привела, и в рамках “борьбы с номенклатурной роскошью”, шедшей тогда по всей стране с подачи советского президента, проект нового люксового правительственного автомобиля был закрыт и забыт.
Всего было построено два демонстрационных образца ЗИЛ-4102: “Миша” и “Рая”, названных в честь Горбачёва и его супруги Раисы Максимовны. “Мишу”, образец чёрного цвета, в 1996 году утилизировали на заводе – от него уцелел только фрагмент передней части. “Рая” же выжила, и сейчас находится перед вами.
ЗИЛ-4102 должен был стать прорывной моделью для легкового ЗИЛа: после долгого эволюционного развития одной и той же модели правительственный лимузин стали “придумывать” заново. В отличие от рамных предшественников, ЗИЛ-4102 имел несущий кузов, а во внешних панелях активно использовался стеклопластик: из композита были выполнены панели крыши и пола, капот и крышка багажника, а также оба бампера. Всё это позволило значительно понизить массу нового лимузина. От рессорной подвески также отказались в пользу более современной независимой.
В трудных условиях перестроечных лет оба демонстрационных ЗИЛ-4102 оснастили агрегатами от представительских ЗИЛов прошлых поколений – бензиновым V8 и трёхступенчатым “автоматом” от модели 4104. ЗИЛ-4102 имел дублирующую систему зажигания, два аккумулятора, два бензонасоса, а также вентилируемые тормозные механизмы с автоматическим подводом.
ЗИЛ-4102 был оснащён рядом электронных систем комфорта: например, электростеклоподъёмниками, проигрывателем компакт-дисков, электроприводами заднего дивана и бортовым компьютером с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Информационная система – разработка Ленинградского института радиотехники: она была совмещена с радиоприёмником и магнитофоном, и женским голосом выдавала информацию о состоянии автомобиля: об открытии дверей, перегреве двигателя и так далее.
Помимо этого, на перспективном ЗИЛе имелись две независимые климатические установки – для водителя и для пассажиров, а все стёкла были атермальными, трёхслойными.
ЗИЛ-4102 планировался как модель более массовая, чем штучные предшественники: завод даже рассматривал возможность расширения легкового производства и организации их свободной продажи, насколько это было бы возможно в советской экономике. Однако презентация нового “демократичного” лимузина Михаилу Горбачёву ни к чему не привела, и в рамках “борьбы с номенклатурной роскошью”, шедшей тогда по всей стране с подачи советского президента, проект нового люксового правительственного автомобиля был закрыт и забыт.
Всего было построено два демонстрационных образца ЗИЛ-4102: “Миша” и “Рая”, названных в честь Горбачёва и его супруги Раисы Максимовны. “Мишу”, образец чёрного цвета, в 1996 году утилизировали на заводе – от него уцелел только фрагмент передней части. “Рая” же выжила, и сейчас находится перед вами.