Ретро

Mercedes-Benz O302 VBK M41

Автобус Mercedes O302 производился с 1965 по 1974 год в Мангейме, Западная Германия. Он был "флагманской" моделью автобусного Мерседеса, выпускаясь в четырёх вариантах длины и несметном множестве версий: от городских автобусов с широкими дверьми и простым салоном до люксовых версий для туризма и дальнего межгорода.
Mercedes O302 стал первым автобусом марки на пневмоподвеске (сначала опционально, потом - "по умолчанию"), а также первым среди автобусов концерна примерил дизельные двигатели с прямым впрыском топлива.
Конвейер завода в Мангейме выпускал не только автобусы О302 множества версий, отличавшихся длиной, мощностью и комплектацией, но и самоходные шасси без кузова - для монтажа оригинального кузова на других предприятиях. Подобная практика жива и сейчас: сотни фирм-кузовостроителей в разных странах выпускают небольшими тиражами свои автобусы на специальных шасси, поставляемых крупными мировыми производителями.
Представленный автобус был построен в единственном экземпляре фирмой VBK (Vestfold Bil & Karosseri A/S) в регионе Вестфолл, Норвегия. Эта компания известна, прежде всего, как производитель автобусов на шасси Volvo и Scania, а также автофургонов и прицепной техники. Всего на шасси O302 было построено два автобуса VBK разной длины, а основные носители такого кузова строились на более привычных шасси Scania и Volvo.
Интересно, что аналогичные кузова VBK M41 на шасси Scania и Volvo имели свою собственную переднюю часть, с фарами от "плаксы" - легкового Mercedes W114. Скандинавские автобусные шасси, в отличие от немецкого, не предполагали наличия унифицированного дизайна передней части, что и обуславливало полную свободу творчества для кузовостроителей.
Эта машина стала попыткой “поженить” норвежский кузов с немецким шасси. От немецкого “оригинала” автобус VBK отличается практически всем: у него свой обшитый алюминием оригинальный кузов, изготовленный в соответствии со строгими скандинавскими стандартами. Исполнение салона - пригородное, со складной дверью спереди; установленные в салоне комфортабельные кресла позволяют смело идти и в дальние рейсы.
Всего на шасси Mercedes O302 было построено два автобуса VBK с разными кузовами; один из них в середине 1990-х годов попал в Санкт-Петербург, в автопарк школы №616 “Динамика”, где и продолжает трудиться по сей день под чутким присмотром единственного закреплённого водителя, лично пригнавшего автобус из Норвегии.
На “боевом пути” этого Мерседеса - поездки на Урал и в Сербию, а его техническое состояние позволяет повторить любой из подобных подвигов даже в наши дни.