Ретро

Škoda 706 RTO

Автобус Škoda 706RTO выпускался в кооперации заводов "Шкода-ЛИАЗ" в городе Либерец и завода автобусных кузовов в городе Высоке Мыто (будущая Karosa) с 1957 по 1971 год.
Завод Skoda-LIAZ в Либереце выпускал адаптированные под автобусные кузова шасси, ведущие родословную от грузовика Skoda 706. 706RTO – не первая модель вагонных автобусов "Шкода": до этого на шасси "706" прежних поколений в Чехословакии строили автобусы с кузовами на деревянном каркасе.
Первоначально либерецкий завод разработал автобусный кузов для этого шасси своими силами – по передней части он был унифицирован с кабиной грузовика Skoda 706. Однако завод в Высоке Мыто предложил свой вариант автобуса с оригинальной передней частью, который и стал серийным.
Škoda-LIAZ своими силами строила городские автобусы 706RTO-MEX и пригородные 706RTO-CAR, а также поставляла готовые автобусные шасси другим производителям. Завод в Высоке Мыто выпускал в первую очередь "люксовые" междугородные автобусы 706RTO-LUX, разгружая головной завод.
Помимо производителей в ЧССР, выпуск автобусов серии 706RTO по лицензии развернули польский "Ельч" и болгарский "Чавдар". Кооперация с “Ельчем” была настолько глубокой, что зачастую автобусы с польскими кузовами поступали и в Чехословакию. Также Jelcz расширил семейство за счёт пассажирского прицепа и сочленённого автобуса-гармошки, основанных на 706RTO: в ЧССР подобные автобусы не выпускались.
Последние автобусы серии RTO были построены авторемонтным заводом в городе Голишове в 1975 году. Их кузова смонтировали на бывших в употреблении шасси, на замену "деревянным" кузовам прежних поколений.
Так как автобус был построен на адаптированном грузовом шасси, двигатель у него располагался спереди, над передней осью. Мотор объёмом 11,8 литра весил 920 килограмм! Этот дизель применялся не только на автобусах и грузовиках, но и на малых речных судах. Со стороны салона он был накрыт специальным кожухом. Коробка передач – механическая, с сухим двухдисковым сцеплением. Подвеска обеих осей – рессорная. Всё это обеспечило невероятный уровень надёжности и долговечности шасси.
Поставки таких автобусов в СССР были крайне малы. Пассажирские машины поступали в небольших количествах, в отличие от разного рода спецтехники на шасси "Шкод". В первую очередь это были автобусы медицинского назначения – рентген-кабинеты, автобусы службы крови, зубоврачебные кабинеты. Также поставлялись спецмашины для ТВ и радио, лаборатории и передвижные ремонтные мастерские.
Представленная Škoda 706RTO служила спецмашиной "службы крови" в Челябинской области до начала 00-х годов. После списания из больницы она недолгое время работала развозкой железнодорожных рабочих, но после поломки сложная и неординарная машина встала на многолетний прикол. В 2014 году Шкоду нашли и купили в поселке Каракулька Челябинской области, откуда она своим ходом прошла путь до Санкт-Петербурга. В настоящий момент это единственный сохранившийся представитель семейства Škoda 706RTO в России.