Крупнотоннажный грузовой автомобиль, выпускавшийся Минским автомобильным заводом с 1963 по 1970 год. Относится ко второму поколению минских грузовиков - бескапотной серии. Грузовики семейства МАЗ-500 оснащались дизельным двигателем V6 нового поколения, модели ЯМЗ-236, разработанным в первую очередь именно для этой модели. А благодаря появлению просторной цельнометаллической бескапотной кабины со спальным местом новый минский грузовик значительно превосходил предшественника как в комфорте для водителя, так и в потребительских свойствах. С новой кабиной бортовая платформа получалась длиннее, а сухая масса грузовика - ниже. Грузовик МАЗ-500 первой серии отличался радиаторной решёткой “зубрик” с вертикальными прорезями. Сейчас такой вариант исключительно редок. В 1970 году на смену базовому МАЗ-500 пришла модернизированная модель МАЗ-500А, которая отличалась увеличенной до 8 тонн грузоподъёмностью и удлинённой на 100 мм до 3950 мм колёсной базой. Снаружи МАЗ-500А и модификации можно отличить по “сетчатой” решётке радиатора с фарами, установленными на переднем торце кабины. Модернизация 1970 года была призвана “подогнать” минский грузовик к международным требованиям для работы на дальних рейсах в Европу. В таком виде семейство 500 выпускалось до 1977 года, когда пережило вторую глобальную модернизацию: тогда минский грузовик получил новое внешнее оформление, а фары, в соответствии с международными требованиями безопасности, были перенесены в передний бампер. Обозначения, в соответствии с отраслевой нормалью, стали четырёхзначными: в частности, базовый грузовик-шасси стал именоваться МАЗ-5335. В таком виде МАЗы 500-й серии продержались в производстве до 1990 года, когда их заменили грузовики принципиально новой серии. Помимо базового грузовика-шасси, в семейство “500” входило множество иных модификаций: седельные тягачи, самосвалы, трёхосные и полноприводные (4х4) шасси. Модель широко использовалась как носитель для специализированных надстроек - автофургонов, автокранов, цистерн, лесовозных установок. Существовали также тропический и арктический варианты. Интересная особенность конструкции: МАЗ-500 не имеет жизненно важных электрических компонентов, и какая-либо проблема с электрооборудованием не может его обездвижить. В случае поломки стартера двигатель можно запустить “с толкача”, усилитель руля гидравлический и не нуждается в электричестве. Эта особенность делала МАЗ-500 исключительно надёжной и выносливой машиной, заслужившей уважение как в народном хозяйстве, так и в армии. Представленный МАЗ-500 - один из старейших уцелевших образцов модели. Грузовик 1969 года постройки уцелел, работая балластным тягачом в Автобусном парке №1, по территории которого долгие годы буксировал автобусы. В 2023 году заслуженный МАЗ восстановлен силами Автобусного парка №1 СПб ГУП “Пассажиравтотранс”.