Ретро

ГАЗ-М1

Одним из самых значимых достижений советской автомобильной промышленности 1930-х годов стало создание и освоение массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ М-1 с полноценным закрытым кузовом седан, получившего в обиходе звучное прозвище “Эмка”, хотя многие предпочитали называть полюбившуюся машину более ласково и нежно - “Эмочка”. Массовый выпуск “М1” начался 20 мая 1936 года.
Разработка нового советского легкового автомобиля проводилась на основе модели Ford-40-730 образца 1933-1934 годов, конструкция которого была подвергнута значительным изменениям и модернизациям.
Созданный в результате всей проделанной работы легковой автомобиль, названный в честь В.М. Молотова “Молотовец Первый”, представлял собой дальнейшее развитие американской модели. Для периода середины 1930-х годов, когда она создавалась, модель “М1” представляла собой весьма современную, вместительную, комфортабельную и красивую машину.
Советские шофёры сразу оценили достоинства новой модели. В отличие от своего предшественника ГА3-А салон оборудовался потолочным плафоном освещения и подсветкой приборов. Приборная панель оснащалась манометром, а также счетчиком суточного и общего пробега автомобиля.
На заднем сидении троим пассажирам было уже не так тесно, как пассажирам ГАЗ-А. Вместо дерматина сиденья и внутренняя обшивка были обиты шерстяным сукном. Рамки окон и приборная панель окрашивались под дерево ценных пород. Не хватало автомобилю только печки.
В 1936 году страна получила две тысячи “Эмок”, половина из которых была отправлена в столицу. Каждому учреждению или частному владельцу предлагалось получить сверкающую полировкой “Эмку” в обмен на старый ГАЗ-А или “Форд” выпуска до 1933 года без каких-либо доплат.
До войны ГА3-М1 в качестве личного автомобиля в СССР использовался мало: только у армейского руководства, представителей науки и искусства, а также титулованных рабочих-стахановцев. В основном “Эмки” распределялась по различным предприятиям и организациям в качестве служебных и по таксопаркам городов СССР в качестве автомобилей-такси.
Об “Эмках” модификации “такси” известно немного. В Горьком вскоре после освоения базовой модели была разработана модификация таксомотора, воплощенная в опытном образце. Его отличия от стандартной “Эмки” свелись к тому, что над лобовым стеклом установили подсвечиваемое табло с надписью “такси”, а на корме машины установили наружный багажник, ввиду чего запасное колесо оттуда “переехало” на подножку у левого переднего крыла. Однако в серийное производство такой вариант “Эмки” не пошёл, поэтому в реальной эксплуатации в качестве такси использовали обычные серийные машины. Главным их отличием от базовой модели служил счетчик-таксометр, иногда - надписи “такси” на дверцах или флажок “свободен” (памятные многим “шашечки” на бортах в довоенное время ещё не получили распространения). Во многих городах “Эмки” стали первыми автомобилями-такси, например, в Сочи, Минске, Казани и Барнауле.