Ретро

ГАЗ-12 ЗИМ

Представительский автомобиль производства горьковского автомобильного Завода имени Молотова, первый в мире шестиместный автомобиль с несущим кузовом, ЗИМ ГАЗ-12 выпускался с 1950 по 1959 год.
Помимо несущего кузова, который не опирался на раму, особенностью этих машин стало серийное оснащение их гидромуфтой в трансмиссии. ЗИМ выгодно отличался высоким уровнем комфорта для своей эпохи: отопителем салона, радиоприёмником и многими другими передовыми решениями.
Широкое применение в устройстве ЗИМа нашли узлы от ГАЗ-М20 “Победа” и других моделей Горьковского автозавода, разработанных ранее. Под капотом ЗИМа был установлен форсированный рядный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-51 (также он использовался на 6-цилиндровой модификации ГАЗ-М1 с индексом ГАЗ-11-73).
ЗИМ ГАЗ-12 был единственным советским представительским автомобилем, поступавшим в свободную продажу. Частное лицо могло приобрести его по цене, чуть более чем вдвое превышающей стоимость “Победы” (около 40 тысяч советских рублей за ЗИМ против 16 тысяч рублей за “Победу”).
Помимо представительских функций, ЗИМы занимали нишу появившихся позже микроавтобусов. Горьковские лимузины использовались в качестве автомобилей скорой медицинской помощи (такая модификация называлась ГАЗ-12Б), а также в легковом и маршрутном такси.
В ленинградское такси автомобили ЗИМ поступили лишь через 5 лет после начала их серийного производства и были призваны количественно дополнить собой ряд “лимузинов” ЗИС-110, уже эксплуатируемых в городе. Условия проезда на них были такими же.
Также ЗИМы должны были стать важной составляющей в реализации программы централизации автомобильного транспорта. Предполагалось, что комфортабельные таксомоторы к концу 1950-х годов придут на смену ведомственным автомобилям, вместе с шоферами часами ожидающим своих пассажиров у подъездов ради нескольких десятков километров пробега в день. После этого такси предоставлялись бы “ответственным товарищам” строго по потребностям и без длительного простоя. Однако воплощению замысла помешало решительное сопротивление всех руководителей, обладавших персональными автомобилями. Все, чего удалось добиться по итогам эксперимента - появления в Таксомоторном парке №3 специальной колонны, автомобили которой закреплялись за конкретными начальниками и работали по тому же принципу, что и персональные машины.
В 1960 году, когда стало ясно, что идея централизации легкового автотранспорта провалилась, ЗИМам нашли иное применение – обслуживание вновь созданных в Ленинграде внутригородских таксомоторных маршрутов. В этом качестве 6-местные “лимузины” работали до 1965 года, пока им на смену не пришли более пригодные для маршрутного такси микроавтобусы РАФ-977 “Латвия”.
В 1957 году, после опалы наркома обороны Вячеслава Молотова из-за конфликта с Никитой Хрущёвым, из названия Горьковского автомобильного завода исчезло имя Молотова, а представительский автомобиль ЗИМ переименовали в ГАЗ-12. В 50-е годы нередки были случаи, когда эмблемы ЗИМ на уже выпущенных машинах меняли на более “политически грамотные” - от греха подальше.