Микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 - первенец многомиллионного семейства "Запорожцев". Выпускался Запорожским автомобильным заводом "Коммунар" с 1960 по 1969 год.
ЗАЗ-965 - разработка другого автомобильного завода: первоначально эта машина была сконструирована и испытывалась как "Москвич-444" (позднее - "Москвич-560”). Однако из-за перегруженности мощностей завода в Москве готовый проект передали для освоения бывшему комбайновому заводу "Коммунар" в Запорожье. Украинская ССР в те годы переживала взрывной рост промышленности, инициированный запуском ДнепроГЭС и Криворожстали.
Инженеры испытывали самые разные компактные автомобили со всего света - английские Bond и Lloud, немецкие BMW Isetta, Zundapp Janus и Fuldamobil - и пришли к пониманию, что компактный автомобиль должен создаваться на основе концепции итальянского Fiat 600, у которого для "Запорожца" позаимствовали общие компоновочные решения и черты дизайна. Однако называть ЗАЗ-965 копией чего-либо некорректно, так как он является полностью самостоятельной конструкцией без прямых аналогов в мире.
Двигатель - бензиновый, V-образный, воздушного охлаждения - разместили сзади, как и у "Фиата" и других европейских компакт-каров.
Первоначально предусматривалось применение мотоциклетного двигателя объёмом 0,65 литра, но испытания показали, что его ресурс и надёжность для автомобиля крайне низки. Поэтому двигатель для "Запорожца" был сконструирован в НАМИ "с нуля".
Кузов - двухдверный, закрытый, с дверьми, открывающимися "навстречу" потоку. Мест для сидения - 4, а спереди размещён багажник и бензобак.
В отличие от иностранных компакт-каров, "Запорожцу" досталась более выносливая и надёжная подвеска на двух поперечных рычагах и двух торсионах. Это позволило сделать новую машину если не "внедорожной", то как минимум "вседорожной", пригодной для эксплуатации на дорогах любого качества.
В небольших количествах "Запорожцы" поставлялись в страны Западной Европы - там сложнопроизносимое для иностранцев название заменили маркой "Ялта".
В 1964 году ЗАЗ-965 прошёл модернизацию, при которой получил двигатель от модели нового поколения ЗАЗ-966. В таком виде машина выпускалась как ЗАЗ-965А.
В 1969 году ЗАЗ-965А сняли с производства.
ЗАЗ-965 - разработка другого автомобильного завода: первоначально эта машина была сконструирована и испытывалась как "Москвич-444" (позднее - "Москвич-560”). Однако из-за перегруженности мощностей завода в Москве готовый проект передали для освоения бывшему комбайновому заводу "Коммунар" в Запорожье. Украинская ССР в те годы переживала взрывной рост промышленности, инициированный запуском ДнепроГЭС и Криворожстали.
Инженеры испытывали самые разные компактные автомобили со всего света - английские Bond и Lloud, немецкие BMW Isetta, Zundapp Janus и Fuldamobil - и пришли к пониманию, что компактный автомобиль должен создаваться на основе концепции итальянского Fiat 600, у которого для "Запорожца" позаимствовали общие компоновочные решения и черты дизайна. Однако называть ЗАЗ-965 копией чего-либо некорректно, так как он является полностью самостоятельной конструкцией без прямых аналогов в мире.
Двигатель - бензиновый, V-образный, воздушного охлаждения - разместили сзади, как и у "Фиата" и других европейских компакт-каров.
Первоначально предусматривалось применение мотоциклетного двигателя объёмом 0,65 литра, но испытания показали, что его ресурс и надёжность для автомобиля крайне низки. Поэтому двигатель для "Запорожца" был сконструирован в НАМИ "с нуля".
Кузов - двухдверный, закрытый, с дверьми, открывающимися "навстречу" потоку. Мест для сидения - 4, а спереди размещён багажник и бензобак.
В отличие от иностранных компакт-каров, "Запорожцу" досталась более выносливая и надёжная подвеска на двух поперечных рычагах и двух торсионах. Это позволило сделать новую машину если не "внедорожной", то как минимум "вседорожной", пригодной для эксплуатации на дорогах любого качества.
В небольших количествах "Запорожцы" поставлялись в страны Западной Европы - там сложнопроизносимое для иностранцев название заменили маркой "Ялта".
В 1964 году ЗАЗ-965 прошёл модернизацию, при которой получил двигатель от модели нового поколения ЗАЗ-966. В таком виде машина выпускалась как ЗАЗ-965А.
В 1969 году ЗАЗ-965А сняли с производства.