ПА3-672 - автобус малого класса, предназначенный для сельских линий без интенсивного пассажиропотока.
Автобусы семейства ПА3-672 выпускались в городе Павлово-на-Оке Горьковской области (ныне Павлово, Нижегородская область) с 1967 по 1989 год. ПА3-672 - один из наиболее массовых автобусов СССР, который ежегодно производился многотысячными тиражами.
Автобус ПА3-672 являлся дальнейшим развитием модели 652, появившейся ещё в пятидесятые. В отличие от предшественника, базировавшегося на агрегатах грузовика ГА3-51 с маломощной рядной "шестёркой", ПАЗ-672 был основан на агрегатах более тяжёлого грузовика ГА3-53 с 8-цилиндровым мотором 3М3. Оба мотора работали на бензине.
Важно отметить, что автобусы ПА3-672 не базировались на шасси грузовика ГА3-53: "ПАЗик" имел собственную раму и переднюю балку, на него устанавливали двигатель модификации 3М3-672. Также выпускалось шасси ПА3-672ВЮ для Кубы, на базе которых было построено свыше 21 тысячи автобусов Giron.
В 70-х годах ПА3-672 постоянно модернизировали, исправляя выявленные эксплуатацией на местах недостатки. Так, за период производства был увеличен ресурс двигателя, улучшены рулевое управление и тормоза, повышена герметичность салона и общий пробег автобуса до капремонта. При этом обозначение автобуса не менялось.
Между 1980 и 1982 годами ПА3-672 прошёл вторую большую модернизацию, после которой он стал именоваться 672М. Однако внешний вид и модификация сменились не синхронно: новую оптику начали внедрять ещё в 1978 году, а переход на полностью модернизированный автобус 672М закончился только в 1982 году.
Некоторая часть ПА3-672М выпускалась в версии лишь с одной автоматической дверью: это позволяло "выкроить" ещё два сидячих места. Также важной вехой в истории модели стало появление ПА3-3201 - полноприводного вариант ПА3-672, и ПА3-3742 - изотермического грузового фургона, выпускавшегося Бакинским заводом спецавтомобилей.
В производственной программе ПАЗа также были экспортные, "северные", "горные", "тропические" и другие специальные версии модели 672. Общее количество построенных 672-х, или "Колобков" - только по официальным данным 288 688 единиц, то есть мировой рекорд. Из них 90 645 единиц - 672М.
В СССР для автобусов выпускались съёмные комплекты носилок для быстрой переделки в санитарные. Конструкция всех автобусов, производившихся в стране до 1991 года, прорабатывалась в том числе с учётом возможности такой переделки - например, монтировались дополнительные погрузочные люки и закладные для монтажа таких комплектов. На случай крупных катаклизмов, или “если завтра война”, по нормативам в советских автопредприятиях хранился "мобильный резерв" гражданской обороны - специально выделенные из общего парка автобусы, оборудованные носилками.
Представленный автобус оборудован комплектом носилок для эвакуации граждан в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий, и был восстановлен в таком виде в 2018-2019 годах Автобусным парком №6 СПб ГУП “Пассажиравтотранс”.
Автобусы семейства ПА3-672 выпускались в городе Павлово-на-Оке Горьковской области (ныне Павлово, Нижегородская область) с 1967 по 1989 год. ПА3-672 - один из наиболее массовых автобусов СССР, который ежегодно производился многотысячными тиражами.
Автобус ПА3-672 являлся дальнейшим развитием модели 652, появившейся ещё в пятидесятые. В отличие от предшественника, базировавшегося на агрегатах грузовика ГА3-51 с маломощной рядной "шестёркой", ПАЗ-672 был основан на агрегатах более тяжёлого грузовика ГА3-53 с 8-цилиндровым мотором 3М3. Оба мотора работали на бензине.
Важно отметить, что автобусы ПА3-672 не базировались на шасси грузовика ГА3-53: "ПАЗик" имел собственную раму и переднюю балку, на него устанавливали двигатель модификации 3М3-672. Также выпускалось шасси ПА3-672ВЮ для Кубы, на базе которых было построено свыше 21 тысячи автобусов Giron.
В 70-х годах ПА3-672 постоянно модернизировали, исправляя выявленные эксплуатацией на местах недостатки. Так, за период производства был увеличен ресурс двигателя, улучшены рулевое управление и тормоза, повышена герметичность салона и общий пробег автобуса до капремонта. При этом обозначение автобуса не менялось.
Между 1980 и 1982 годами ПА3-672 прошёл вторую большую модернизацию, после которой он стал именоваться 672М. Однако внешний вид и модификация сменились не синхронно: новую оптику начали внедрять ещё в 1978 году, а переход на полностью модернизированный автобус 672М закончился только в 1982 году.
Некоторая часть ПА3-672М выпускалась в версии лишь с одной автоматической дверью: это позволяло "выкроить" ещё два сидячих места. Также важной вехой в истории модели стало появление ПА3-3201 - полноприводного вариант ПА3-672, и ПА3-3742 - изотермического грузового фургона, выпускавшегося Бакинским заводом спецавтомобилей.
В производственной программе ПАЗа также были экспортные, "северные", "горные", "тропические" и другие специальные версии модели 672. Общее количество построенных 672-х, или "Колобков" - только по официальным данным 288 688 единиц, то есть мировой рекорд. Из них 90 645 единиц - 672М.
В СССР для автобусов выпускались съёмные комплекты носилок для быстрой переделки в санитарные. Конструкция всех автобусов, производившихся в стране до 1991 года, прорабатывалась в том числе с учётом возможности такой переделки - например, монтировались дополнительные погрузочные люки и закладные для монтажа таких комплектов. На случай крупных катаклизмов, или “если завтра война”, по нормативам в советских автопредприятиях хранился "мобильный резерв" гражданской обороны - специально выделенные из общего парка автобусы, оборудованные носилками.
Представленный автобус оборудован комплектом носилок для эвакуации граждан в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий, и был восстановлен в таком виде в 2018-2019 годах Автобусным парком №6 СПб ГУП “Пассажиравтотранс”.