Среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1983 по 1993 год. Общий тираж грузовиков ГАЗ-53 с 1960 года составил более 4 миллионов экземпляров. Вариант 53-12 - третья генерация модели 53, и вместе с тем – самая массовая.
Кабина грузовика была разработана в соответствии с американской модой тех лет, но прямого аналога не имела. 8-цилиндровый бензиновый двигатель был позаимствован у представительской “Чайки” ГАЗ-13, но был дефорсирован.
Параллельно с ГА3-53 выпускалась "гибридная" модель ГА3-52, сочетавшая кабину и элементы шасси ГА3-53 с двигателем и другими элементами предшествовавшей модели, ГА3-51А. При этом ГА3-52 мог выпускаться в версиях с длиной как аналогичной ГА3-53, так и в версии "в габаритах" ГА3-51.
По внешнему виду автомобили ГА3-53 делятся на три поколения, внешне отличавшимися передней облицовкой. "Первая серия" выпускалась с 1964 по 1967 год и отличалась фарами головного света в верхних углах. "Вторая" серия, под общим обозначением ГА3-53А, получила фары, "спущенные" вниз – этого потребовали западные стандарты, чтобы грузовики можно было продавать на экспорт. К слову, в свои лучшие годы ГА3-53 неплохо продавался в скандинавских странах. "Вторую серию" можно отличить по штампованной "улыбке" вокруг вырезов фальшрадиаторной рашётки и подфарникам над фарами.
Третья серия, под общим обозначением ГА3-53-12, выпускалась с 1984 до 1993 года и отличалась "плоской" решёткой облицовки без "улыбки". В таком виде ГАЗ-53 и был отправлен на пенсию.
В отличие от ГА3-52, чьи кабины красились в один цвет, у автомобилей ГА3-53 кабина всегда была двухцветной: передняя облицовка, как правило, с завода окрашивалась в белый цвет, что делало машину заметнее на дороге. Другим отличием ГА3-53 от ГА3-52 стали колёсные диски с тремя "окнами" у 53 против шести у "52-го".
Первоначально ГА3-53 комплектовали форсированным 6-ти цилиндровым мотором от предшественника, ГА3-51 (модель ГА3-53Ф), а также задним мостом ГА3-51 с редуктором от полноприводного ГА3-63. Однако "форкамерный" ГА3-53Ф оказался машиной проблемной, требовавшей особого подхода к настройкам, и с 1964 года “53” получил новый 8-цилиндровый мотор модели 3М3-53 мощностью 115 л.с. Этот двигатель продолжает жизнь даже спустя 32 года после снятия “53” с производства – ныне он, глубоко модернизированный, устанавливается на автобусы ПАЗ.
В состав семейства ГАЗ-53 третьей генерации входили и другие модификации – например, шасси под самосвал ГАЗ-53-14, модификации на сжиженном и сжатом газе, автобусные шасси для Курганского автобусного завода и другие.
В 1993 году с конвейера ГАЗа сошёл последний ГА3-53. Впрочем, это было трудно назвать концом истории модели, ведь его сменил ГА3-3307, получивший лишь новую кабину на старом проверенном временем шасси и с прежними агрегатами. Последний прямой потомок ГАЗ-53 в лице полноприводного “Земляка” ГАЗ-33086 покинул конвейер только в конце 2024 года.
Эта машина – с ленинградской историей. Грузовик ГАЗ-53-12 1987 года выпуска работал в одном из таксомоторных парков Ленинграда под управлением ветерана Великой Отечественной Войны, и все эти годы обслуживал технологические нужды предприятия. В 2024 году он был восстановлен силами АО “Третий Парк”, а в 2025 году передан перевозчиком в коллекцию Центра истории автотранспорта Ленинграда СПб ГУП “Пассажиравтотранс”
Кабина грузовика была разработана в соответствии с американской модой тех лет, но прямого аналога не имела. 8-цилиндровый бензиновый двигатель был позаимствован у представительской “Чайки” ГАЗ-13, но был дефорсирован.
Параллельно с ГА3-53 выпускалась "гибридная" модель ГА3-52, сочетавшая кабину и элементы шасси ГА3-53 с двигателем и другими элементами предшествовавшей модели, ГА3-51А. При этом ГА3-52 мог выпускаться в версиях с длиной как аналогичной ГА3-53, так и в версии "в габаритах" ГА3-51.
По внешнему виду автомобили ГА3-53 делятся на три поколения, внешне отличавшимися передней облицовкой. "Первая серия" выпускалась с 1964 по 1967 год и отличалась фарами головного света в верхних углах. "Вторая" серия, под общим обозначением ГА3-53А, получила фары, "спущенные" вниз – этого потребовали западные стандарты, чтобы грузовики можно было продавать на экспорт. К слову, в свои лучшие годы ГА3-53 неплохо продавался в скандинавских странах. "Вторую серию" можно отличить по штампованной "улыбке" вокруг вырезов фальшрадиаторной рашётки и подфарникам над фарами.
Третья серия, под общим обозначением ГА3-53-12, выпускалась с 1984 до 1993 года и отличалась "плоской" решёткой облицовки без "улыбки". В таком виде ГАЗ-53 и был отправлен на пенсию.
В отличие от ГА3-52, чьи кабины красились в один цвет, у автомобилей ГА3-53 кабина всегда была двухцветной: передняя облицовка, как правило, с завода окрашивалась в белый цвет, что делало машину заметнее на дороге. Другим отличием ГА3-53 от ГА3-52 стали колёсные диски с тремя "окнами" у 53 против шести у "52-го".
Первоначально ГА3-53 комплектовали форсированным 6-ти цилиндровым мотором от предшественника, ГА3-51 (модель ГА3-53Ф), а также задним мостом ГА3-51 с редуктором от полноприводного ГА3-63. Однако "форкамерный" ГА3-53Ф оказался машиной проблемной, требовавшей особого подхода к настройкам, и с 1964 года “53” получил новый 8-цилиндровый мотор модели 3М3-53 мощностью 115 л.с. Этот двигатель продолжает жизнь даже спустя 32 года после снятия “53” с производства – ныне он, глубоко модернизированный, устанавливается на автобусы ПАЗ.
В состав семейства ГАЗ-53 третьей генерации входили и другие модификации – например, шасси под самосвал ГАЗ-53-14, модификации на сжиженном и сжатом газе, автобусные шасси для Курганского автобусного завода и другие.
В 1993 году с конвейера ГАЗа сошёл последний ГА3-53. Впрочем, это было трудно назвать концом истории модели, ведь его сменил ГА3-3307, получивший лишь новую кабину на старом проверенном временем шасси и с прежними агрегатами. Последний прямой потомок ГАЗ-53 в лице полноприводного “Земляка” ГАЗ-33086 покинул конвейер только в конце 2024 года.
Эта машина – с ленинградской историей. Грузовик ГАЗ-53-12 1987 года выпуска работал в одном из таксомоторных парков Ленинграда под управлением ветерана Великой Отечественной Войны, и все эти годы обслуживал технологические нужды предприятия. В 2024 году он был восстановлен силами АО “Третий Парк”, а в 2025 году передан перевозчиком в коллекцию Центра истории автотранспорта Ленинграда СПб ГУП “Пассажиравтотранс”