Ретро

Москвич-401-420

Москвич-401-420 - малолитражный автомобиль завода "Москвич", который выпускался с 1954 по 1956 год.
После неудачи с моделью КИМ-10 - её полноценному освоению помешала война - на заводе имени КИМ, будущем Заводе Малолитражных Автомобилей (ЗМА), продолжили работу над легковым автомобилем.
За основу для новой малолитражки решили взять одну из передовых моделей - Opel Kadett K38, который дебютировал в 1938 году. Некоторое количество "Опелей" было закуплено для государственных структур ещё в конце 1930-х годов, и их эксплуатация в СССР показала хорошие результаты.
Следует отметить, что работы велись ещё в годы войны - гораздо раньше, чем из побеждённой Германии по репарациям потянулись документация, оборудование и инженеры. Более того, завод "Опеля" в Рюссельсхайме вообще не попал в зону советской оккупации, а оказался под контролем американцев, что перечёркивает широко известный тезис о "вывезенном из Германии заводе Опеля". Уже после войны для воссоздания всей технической документации в Берлине у гражданских немцев было куплено два подержанных "Кадетта". Их разобрали по винтику, подробно изучили и составили полный комплект чертежей: такое явление называется реверс-инжинирингом.
Оборудование для 3МА как поступило с разных немецких заводов, так и было закуплено за валюту в других странах. Также над модернизацией обрусевшего "Кадетта" работали и немецкие инженеры, нанятые в конструкторские бюро, создаваемые на базе немецких автозаводов в зоне советской оккупации. Так, именно немцы предложили ряд вариантов развозного фургона с деревянным кузовом, один из которых стал серийным под обозначением "Москвич-400-422".
Двойное обозначение "400-420" или "401-420" характерно для "Москвичей" первого поколения. Индекс "400" или "401" обозначает модель установленного двигателя, а "420" - модель кузова.
Следующий "Москвич", модели 402, изначально тоже обозначался двойным индексом "402-425", но во втором поколении такие обозначения применяли только во внутризаводской документации.
Под конец выпуска, в 1954 году, "Москвич" был модернизирован, получив индекс 401-420. "Четыреста первый" получил чуть более мощный двигатель (26 против 23 л.с.), а также комплекс небольших улучшений конструкции. Впрочем, отличить "400" от "401" снаружи под силу лишь специалисту.
Двигатель "Москвича" первого поколения прожил долгую жизнь - после снятия с производства "401-го” он, пережив множество модернизаций, развивался вплоть до модели "408". Последний "Москвич" с этим мотором, модели 2138, был выпущен только в 1988 году.