ЗИС-155 - городской автобус производства завода имени Сталина. Он заменил собой в производстве автобус ЗИС-154, став одновременно и его дальнейшим развитием, и упрощённым вариантом. Считалось, что ЗИС-155 станет "переходной" моделью от опередившего время 154 к совершенно новой конструкции - однако и следующая модель, ЗИЛ-158, была лишь дальнейшим эволюционным развитием “155-го”.
Главной претензией предприятий, эксплуатировавших ЗИС-154, была сомнительная надёжность его электротрансмиссии и затруднительность её ремонта. Двухтактный дизель ЯА3-204 объёмом меньше пяти литров плохо подходил для крупного городского автобуса, а другие моторы по разным причинам не подходили для серийного автобуса.
“Упрощённый” ЗИС-155 оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем ЗИС-124 (90 лошадиных сил), агрегатированным с механической коробкой передач от грузовика ЗИС-150. В отличие от модели "154", моторный отсек был перенесён из кормы в переднюю часть, а служебные двери разместили в середине и задней части кузова. Кузов ЗИС-155 был выполнен из стали с дюралюминиевой обшивкой, закреплённой на заклёпках. От аварийной двери в левом борту отказались, а в задней части появился небольшой "багажный" люк.
Интересно, что в условиях нехватки междугородних автобусов ЗИС-155 эксплуатировали и на дальних линиях - например, от Москвы до Харькова или Севастополя.
Представленный автобус выпущен в 1957 году. Новым он был оснащён звукоусилительной станцией 3C-1000 - такие машины предназначены для обслуживания массовых мероприятий. ЗИС-звукоусилитель был направлен с завода в Ставрополь, где проработал до середины 70-х годов, когда на замену ему ставропольский узел связи получил ПА3-672.
После работы в Ставрополе автобус был направлен в город Светлоград Ставропольского края, где продолжил работу на местном узле связи в качестве звукоусилительной станции. После того, как и Светлоград получил новый звукоусилительный ПАЗ, ЗИС переоборудовали в пассажирский - оснастили сиденьями и запустили в работу в качестве развозки. В этом качестве ЗИС-155 проработал в Светлограде до 1990 года.
После списания автобус вместо сдачи в металлокассу выменял на ящик водки его бывший водитель, ставропольчанин Юрий Мальцев. 27 лет он поддерживал жизнь в своём железном друге: хранил машину на садовом участке у дома, ежегодно обслуживал и запускал двигатель. Чудом сохранившийся ЗИС в ходовом состоянии в 2017 году был передан им для восстановления СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Реставрация ЗИС-155 силами Автобусного парка №1 "Пассажиравтотранса" велась с 2017 по 2023 год. В 2023 году этот автобус был признан первым в России автобусом-памятником истории и техники.
Главной претензией предприятий, эксплуатировавших ЗИС-154, была сомнительная надёжность его электротрансмиссии и затруднительность её ремонта. Двухтактный дизель ЯА3-204 объёмом меньше пяти литров плохо подходил для крупного городского автобуса, а другие моторы по разным причинам не подходили для серийного автобуса.
“Упрощённый” ЗИС-155 оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем ЗИС-124 (90 лошадиных сил), агрегатированным с механической коробкой передач от грузовика ЗИС-150. В отличие от модели "154", моторный отсек был перенесён из кормы в переднюю часть, а служебные двери разместили в середине и задней части кузова. Кузов ЗИС-155 был выполнен из стали с дюралюминиевой обшивкой, закреплённой на заклёпках. От аварийной двери в левом борту отказались, а в задней части появился небольшой "багажный" люк.
Интересно, что в условиях нехватки междугородних автобусов ЗИС-155 эксплуатировали и на дальних линиях - например, от Москвы до Харькова или Севастополя.
Представленный автобус выпущен в 1957 году. Новым он был оснащён звукоусилительной станцией 3C-1000 - такие машины предназначены для обслуживания массовых мероприятий. ЗИС-звукоусилитель был направлен с завода в Ставрополь, где проработал до середины 70-х годов, когда на замену ему ставропольский узел связи получил ПА3-672.
После работы в Ставрополе автобус был направлен в город Светлоград Ставропольского края, где продолжил работу на местном узле связи в качестве звукоусилительной станции. После того, как и Светлоград получил новый звукоусилительный ПАЗ, ЗИС переоборудовали в пассажирский - оснастили сиденьями и запустили в работу в качестве развозки. В этом качестве ЗИС-155 проработал в Светлограде до 1990 года.
После списания автобус вместо сдачи в металлокассу выменял на ящик водки его бывший водитель, ставропольчанин Юрий Мальцев. 27 лет он поддерживал жизнь в своём железном друге: хранил машину на садовом участке у дома, ежегодно обслуживал и запускал двигатель. Чудом сохранившийся ЗИС в ходовом состоянии в 2017 году был передан им для восстановления СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Реставрация ЗИС-155 силами Автобусного парка №1 "Пассажиравтотранса" велась с 2017 по 2023 год. В 2023 году этот автобус был признан первым в России автобусом-памятником истории и техники.