ГАЗ-13 "Чайка" - представительский автомобиль высшего класса, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1959 по 1981 год.
"Чайку" разрабатывали с оглядкой на американские автомобили сравнимых размеров. В её облике объединены черты ряда "американцев" различных марок. Облик "Чайки" разрабатывал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев, ранее работавший над ГА3-21, ГА3-53, обликом ЗИМа и многими другими горьковскими автомобилями той поры. Им был предложен проект автомобиля, созданный под влиянием новейших американских моделей - седана Packard Patrician и кабриолета Packard Caribbean.
Для "Чайки" был спроектирован полностью новый двигатель V8. Он имел достаточно прогрессивную по меркам тех лет конструкцию: блок цилиндров, головки, впускной коллектор и поршни были выполнены из алюминиевого сплава - редчайшее по тем временам техническое решение (в Америке первые алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых годов, но особого распространения в то время так и не получили). Впоследствии дефорсированный вариант этого же двигателя под обозначением 3М3-41 устанавливался на БРДМ-2, а созданные на его базе версии с уменьшенным объёмом до недавнего времени использовали на грузовиках ГАЗ (3М3-53, 3М3-511, 3М3-523), а ныне до сих пор применяют в автобусах ПАЗ (3М3-523, ЗМЗ-524). C мотором была агрегатирована автоматическая коробка передач, родственная автомату от “Волги” ГА3-21 и "догонялки" ГА3-23.
“Чайка” была крупнее и тяжелее ЗИМа, так что использование несущего кузова было в данном случае нерационально. Поэтому конструкторы “Чайки” пошли на использование отдельной Х-образной рамы, облегчённой по сравнению с традиционной лонжеронной и весьма оригинальной для того времени. Кузов крепился к раме в 16 точках через резиновые прокладки. У автомобиля с такой рамой кузов является по сути полунесущим - его силовые элементы, такие, как короба порогов, также принимают нагрузки наряду с самой рамой, благодаря чему достигается существенное облегчение конструкции.
"Чайка", как и "старшие" представительские автомобили ЗИЛ, предназначались для обслуживания партноменклатуры и никогда не продавалась в частные руки. Даже машины, якобы "подаренные" знаменитостям - например, Валентине Терешковой - на деле были приписаны к государственным гаражам. Это было обусловлено трудностями обслуживания таких машин, требовавших наличия ремонтной базы с квалифицированным персоналом и снабжением запчастями и материалами, а также должной квалификации водителей-профессионалов, которые могли бы управиться с мощным, крупным и достаточно тяжёлым автомобилем.
Как правило, после снятия с работы в номенклатурных гаражах для чиновников "Чайки" передавались в ЗАГСы и "Интурист". Возможность приобрести собственную "Чайку" открылась только в 1990-е годы, когда такие машины стали попадать на свободный рынок.
"Чайку" разрабатывали с оглядкой на американские автомобили сравнимых размеров. В её облике объединены черты ряда "американцев" различных марок. Облик "Чайки" разрабатывал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев, ранее работавший над ГА3-21, ГА3-53, обликом ЗИМа и многими другими горьковскими автомобилями той поры. Им был предложен проект автомобиля, созданный под влиянием новейших американских моделей - седана Packard Patrician и кабриолета Packard Caribbean.
Для "Чайки" был спроектирован полностью новый двигатель V8. Он имел достаточно прогрессивную по меркам тех лет конструкцию: блок цилиндров, головки, впускной коллектор и поршни были выполнены из алюминиевого сплава - редчайшее по тем временам техническое решение (в Америке первые алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых годов, но особого распространения в то время так и не получили). Впоследствии дефорсированный вариант этого же двигателя под обозначением 3М3-41 устанавливался на БРДМ-2, а созданные на его базе версии с уменьшенным объёмом до недавнего времени использовали на грузовиках ГАЗ (3М3-53, 3М3-511, 3М3-523), а ныне до сих пор применяют в автобусах ПАЗ (3М3-523, ЗМЗ-524). C мотором была агрегатирована автоматическая коробка передач, родственная автомату от “Волги” ГА3-21 и "догонялки" ГА3-23.
“Чайка” была крупнее и тяжелее ЗИМа, так что использование несущего кузова было в данном случае нерационально. Поэтому конструкторы “Чайки” пошли на использование отдельной Х-образной рамы, облегчённой по сравнению с традиционной лонжеронной и весьма оригинальной для того времени. Кузов крепился к раме в 16 точках через резиновые прокладки. У автомобиля с такой рамой кузов является по сути полунесущим - его силовые элементы, такие, как короба порогов, также принимают нагрузки наряду с самой рамой, благодаря чему достигается существенное облегчение конструкции.
"Чайка", как и "старшие" представительские автомобили ЗИЛ, предназначались для обслуживания партноменклатуры и никогда не продавалась в частные руки. Даже машины, якобы "подаренные" знаменитостям - например, Валентине Терешковой - на деле были приписаны к государственным гаражам. Это было обусловлено трудностями обслуживания таких машин, требовавших наличия ремонтной базы с квалифицированным персоналом и снабжением запчастями и материалами, а также должной квалификации водителей-профессионалов, которые могли бы управиться с мощным, крупным и достаточно тяжёлым автомобилем.
Как правило, после снятия с работы в номенклатурных гаражах для чиновников "Чайки" передавались в ЗАГСы и "Интурист". Возможность приобрести собственную "Чайку" открылась только в 1990-е годы, когда такие машины стали попадать на свободный рынок.