В 1990-е годы “Москвич” оказался в совершенно новых экономических условиях, поставивших автозавод на грань выживания. Помимо общей нестабильности в стране, как политической, так и экономической, проблемы были связаны и с выпускавшейся тогда базовой моделью. Главной проблемой модели “2141”, освоенной в перестроечные годы, был не только крайне печальный уровень качества изготовления, но и нерешённый “моторный вопрос”. Дело в том, что для новой модели сконструировали и принципиально новое семейство двигателей, однако УЗАМ отказался внедрять их в производство, как и модернизировать уже выпускаемые модели двигателей. Стройка собственного моторного завода замерла в 1990-е годы буквально на грани запуска - завершался монтаж производственного оборудования, ради которого “Москвич” влез во многомиллионные валютные кредиты. Временной мерой стало освоение “41-й” модели с моторами от прежних “Москвичей”, ведущими родословную от удачного, но устаревшего двигателя “412”, а также с мотором “ВАЗ-2106”, недостаточно мощным для столь крупного автомобиля. При этом новые экономические условия ещё не привели завод к остановке, и инженеры “Москвича” усердно работали над путями выхода из “моторного тупика”. Одним из таких решений стало внедрение импортных двигателей: массовым стал вариант с бензиновым мотором Renault F3R, “присматривались” к двигателям Hyundai, а с прицелом на экспорт в Германию разработали и даже мелкосерийно выпускали “сорок первые” с дизельными двигателями марки Ford. Проблема таких машин состояла в первую очередь в том, что дизель взяли у модели Fiesta - автомобиля размером с “Таврию”, на два класса ниже “Москвича”. Амосферный дизель был хоть и прост, но уж слишком маломощен для такой большой и тяжёлой машины. Рыночного успеха в Германии у “Москвича” не вышло - и дизельный вариант “2141” стал прижизненным раритетом. Небольшое количество таких “Москвичей” вернулось из Германии в Россию уже в качестве подержанных машин, а одна машина была сохранена в коллекции автозавода.