Ретро

ЯТБ-1

ЯТБ-1 - троллейбус производства Ярославского автомобильного завода (ныне Ярославский моторный завод). Обозначение ЯТБ-1 расшифровывается просто - "Ярославский троллейбус, первая модель".
ЯТБ-1 стал первым серийным троллейбусом в СССР. Выпуск первенца советского троллейбусостроения, ЛК-1, носил штучный характер, и не покрывал растущих потребностей отрасли.
Для разработки ЯТБ-1 было закуплено два британских троллейбуса, которые подвергли внимательному изучению на ярославском заводе. Под новое троллейбусное производство использовали помещения фабрично-заводского училища. Обойный участок разместили в раздевалке, жестяницкую - в литейной мастерской, компрессоры собирали в красном уголке инструментального цеха, кузова - во дворе завода, под навесом.
В сжатые сроки для проектирования кузова организовали конструкторское бюро, а для обеспечения серийного выпуска - смежные производства: тормозного и электрооборудования, колёс, шин, резиновых изделий и другие. Деревометаллический кузов проектировали конструкторы Крашенинников, Васильев, Хренов, а раму - Брейтовский. Также проектированием оборудования для будущего троллейбуса занимались специалисты ЗИСа, НАТИ и завода “Динамо” имени С.М. Кирова.
Троллейбусы ЯТБ-1 открывали троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года.
Системы отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах сразу придали новому виду транспорта статус “повышенной комфортности”. Кроме того, в троллейбусах была строго ограничена вместимость - не более 50 человек.
Проезд в таких комфортных условиях стоил дорого. Если поездка в трамвае в 1936 году обходилась пассажирам в 15 копеек за весь маршрут, то проезд в троллейбусе стоил 20 копеек только за одну зону. Зон на первом маршруте Красная площадь (сейчас - площадь Александра Невского) - площадь Труда было три. Итого - 60 копеек за рейс.
Последние ЯТБ-1 ушли с улиц Ленинграда в 1953-м году.
Считалось, что все довоенные троллейбусы (ЯТБ-1, -2, -4) безвозвратно утрачены. Однако в 1996 году на дачном участке под Зеленогорском была сделана сенсационная находка - ею оказался ярославский троллейбус первой модели!
Спустя несколько лет уникальный троллейбус был выкуплен и доставлен в город, а после четырёх лет кропотливой реставрации ЯТБ-1 №44 1936 года выпуска получил вторую жизнь и стал жемчужиной экспозиции Экспозиционно-выставочного комплекса “Горэлектротранса”.