Легковой автомобиль, выпускавшийся Горьковским автозаводом с 1982 по 2008 год. Являлся дальнейшим развитием модели ГАЗ-24. Относительно ГАЗ-24 новая модель получила не только изменённые переднюю и заднюю часть, но и значительно улучшенный уровень безопасности. Кузов получил зоны деформации, приборную панель выполнили травмобезопасной, из вспененного полиуретана, бензобак перенесли за спинку заднего дивана, а в дверях появились травмобезопасные утопленные ручки (позднее “унаследованные” другими Волгами). Спереди модель 3102 стала оснащаться дисковыми тормозными механизмами с вакуумным усилителем, лицензия на которых была закуплена у британской Lucas-Girling. Вместе с тем, всё задуманное создателям реализовать не удалось: изначально ГАЗ-3101, предшественник 3102, планировался с двигателем V8 и автоматической коробкой передач, но массовое производство этих агрегатов так и не было налажено. Вместо этого на серийной ГАЗ-3102 применили двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельной системой зажигания, или лавинной активацией горения (известной также как ЛАГ-процессом). В таком двигателе в каждом цилиндре имелся третий клапан, под которым стояла свеча. Горючая смесь поступала туда от третьей камеры карбюратора К-156, а образовавшийся в предкамере факел поджигал смесь в основной камере сгорания. Два клапана во впускном коллекторе обедняли смесь на малых оборотах. Всё это сделало ЗМЗ-402 более мощным: он развивал 105 лошадиных сил, а расход топлива снизился. Однако форкамерные моторы ранних 3102 были достаточно требовательны к настройкам карбюратора и зажигания, поэтому со временем от “форкама” отказались в пользу традиционных свечей зажигания. ГАЗ-3102 также называли “обкомовской Волгой”, поскольку предназначались для чиновников и руководителей уровнем ниже “Чайки” ГАЗ-14.