Ретро

TAM 260A119

Туристический автобус югославского производства. Выпускался заводом Avtomontaža в городе Любляне на шасси, которое поставлялось с завода TAM в городе Мариборе. После распада Югославии оба города оказались на территории современной Словении.
Социалистическая Югославия обладала достаточно мощной автомобильной промышленностью. Там производились и легковые автомобили, и грузовики, и автобусы собственной конструкции. При этом югославы обладали рядом лицензий от западных автопроизводителей и вели деловые отношения с корпорациями из капиталистических стран. В частности, в Югославии активно выпускались грузовики и автобусы, основанные на лицензиях Mercedes-Benz и на шасси MAN, легковые автомобили по лицензиям FIAT и многое другое.
Конструкция автобуса TAM 260A119 была самостоятельной, но содержала ряд заимствованных лицензионных агрегатов. Особенностью югославских автобусов были дизели Deutz воздушного охлаждения, которые производились силами TAM, или Tovarna Avtomobilov in Motorjev – крупнейшим “грузовым” автозаводом Югославии.
Автобус TAM 260A119 выпускался в конце 80-х – начале 90-х годов. На фоне постоянного дефицита как автобусов собственного производства, так и венгерских “Икарусов”, югославам дали шанс проявить себя и на советском “автобусном рынке”. Крупные закупки ТАМов велись для системы “Интуриста”, а также для предприятий нефтегазовой отрасли. Автобусы с “воздушниками” по лицензии Deutz зарекомендовали себя как надёжные и неприхотливые, поэтому закупки таких машин продолжились даже после распада СССР. В России крупнейшим потребителем ТАМов был “Газпром”, а география эксплуатации таких автобусов в России была крайне велика.
Сохранённый в коллекции “Пассажиравтотранса” автобус принадлежал “Газпрому” и работал в одном из его подразделений в Ленинградской области. Позже ТАМ был выкуплен частным перевозчиком, который эксплуатировал его для вахтовых перевозок рабочих по заказам.
Несмотря на то, что в системе автобусного транспорта Санкт-Петербурга такие машины никогда не использовались, решено было сохранить югославский автобус как яркий образец автобуса системы “Интуриста”, множество которых работало в Ленинграде и Петербурге.
Восстановление автобуса проведено в 2024-2025 годах силами Автобусного парка №7 СПб ГУП “Пассажиравтотранс”.