Ретро

Ikarus-630.03 “Dentobus”

Ikarus-630 - автобус венгерского производства, серийно выпускавшийся с 1958 по 1969 год. Он входил в "переднемоторное" семейство, включавшее "городскую" модель 620 и "пригородную" 630, отличавшиеся компоновкой дверей и исполнением салона.
С автобусами семейства Ikarus-620/630 связаны первые массовые поставки венгерских машин на экспорт. Основными рынками поначалу были Польша и Чехословакия, однако к середине 1960-х годов начались активные поставки "620-х" в СССР.
Автобусы этой серии комплектовались дизелями Csepel, установленными спереди, под кожухом у правой руки водителя. Эта компоновка подобна советскому ЛиА3-677, но здесь мотоотсек был компактнее за счёт большей высоты пола и рядной компоновке дизеля. Поэтому появилось место даже для “штурмана” рядом с водителем, которому была выделена отдельная распашная дверь справа по ходу движения.
Переднемоторные "Икарусы" комплектовались механической 5-ступенчатой коробкой передач с дистанционным управлением и синхронизацией на 2-5 передачах. Подвеска - зависимая, на рессорах, с гидравлическими амортизаторами.
Городской Ikarus-620 вмещал до 80 пассажиров при 20-23 местах для сидения. Снаружи от модели "630" городской "620-й" отличался наличием автоматических "складных" дверей - в пригородном "630-м" все двери были ручными и распашными.
Ikarus-630 как пассажирский автобус не получил широкого распространения в СССР - он достаточно быстро уступил позиции более продвинутым моделям. Однако он обрел популярность в роли медицинской спецмашины.
Так, представленный экземпляр был построен в версии "Дентобуса" - передвижного зубоврачебного кабинета. Такие машины массово использовались в ряде союзных республик (Украина, Казахстан) для того, чтобы обеспечить медицинским обслуживанием жителей даже самых отдалённых поселений. Медицинские автобусы работали по расписанию, приезжая в каждое село раз в одну-две недели. Помимо зубоврачебных, также существовали мобильные флюорографические кабинеты и спецавтобусы службы крови.
Представленный Ikarus-630 служил передвижным зубоврачебным кабинетом при больнице города Кокчетав (Казахстан). Машину с небольшим пробегом после вывода из эксплуатации приобрела местная федерация автоспорта, при которой машину использовали в качестве спортивной "технички" для перевозки кроссовых мотоциклов. В 2000-е автобус достался частнику, который возил на нём грузы, в первую очередь картофель на продажу в Караганду и Омск.
В 2018 году автобус был доставлен в Санкт-Петербург для коллекции
"Пассажиравтотранса". На сегодня это - единственный ходовой образец семейства Ikarus-620/630 в России.