23 мая 2025 года в Михайловском замке Санкт-Петербурга состоялась стратегическая сессия фестиваля «ТранспортФест», посвящённая роли и месту федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Пространство, где когда-то вершилась история Российской империи, стало площадкой для размышлений о будущем транспортной экосистемы России. Ведущие эксперты и представители государственных структур обсудили ключевые аспекты и вызовы, стоящие перед развитием городской инфраструктуры и общественного транспорта в нашей стране.
Сессию модерировал Михаил Яковлевич Блинкин — научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и член комиссии Госсовета РФ по направлению «Инфраструктура для жизни». В приветственном слове он подчеркнул, что именно транспорт формирует ритм городской жизни, особенно в условиях плотной застройки мегаполисов.
Общественный транспорт - не просто поездки, а часть жизни.
Первым выступил Леонид Эдуардович Лимонов (заведующий лабораторией урбанистических исследований школы социальных наук НИУ ВШЭ-СПб, профессор, д.э.н.), обозначив важность согласованности действий между различными институтами, занимающихся вопросами общественного транспорта. По его словам, поездки в общественном транспорте должны оцениваться не только в километрах и минутах, но и в восприятии — комфорте пассажиров, готовности платить за удобство, интересах не только пассажиров, но и всех налогоплательщиков даже тех, кто сейчас не пользуется транспортом.
Максим Михайлович Каров (директор департамента маркетинга корпоративного рынка ДРКП УК «Группа ГАЗ») заострил внимание на необходимости обновления подвижного состава: 85% транспорта должны соответствовать нормативам сроков предельной эксплуатации. Каров подчеркнул, что Группа ГАЗ готова для реализации как федерального, так и национального проекта по транспорту. Он призвал участников сессии задуматься о путях эффективной реализации данных проектов и выхода на заданные государством показатели. По мнению Максима Михайловича ключевым фактором успеха является стандартизация как самих транспортных средств, их обслуживания и весь сервис оказываемый пассажирам.
Транспортные связи страны — от городских до международных маршрутов
Генеральный директор ФБУ Росавтотранс Евгений Юрьевич Мошин представил слушателям существующую картину сети межрегиональных и международных маршрутов. 5858 межрегиональных маршрутов зарегистрировано в реестре на сегодняшний день, в том числе 403 маршрута в СЗФО и 260 маршрутов в Санкт-Петербурге. Что касается международных маршуртов, то их сейчас в рееестре 330. И здесь Санкт-Петербург и СЗФО также играют важную роль, связывая Россию с девятью иностранными государствами и выполняя более 80 маршрутов.
Николай Анатольевич Асаул (генеральный директор ГУП «Мосгортранс») рассказал о внедренных проектах вверенного ему предприятия - крупнейшего перевозчика в России, обслуживающего миллионы пассажиров еженедельно. Он подчеркнул важность технологической и экологической трансформации общественного транспорта в мегаполисах. Это и растущая роль автобусов на ГМТ, современные остановочные пункты, ультра быстрые зарядные станции для электробусов, инновационный московский сервис «По пути» -гибкая организация перевозок в малонаселенные районы с помощью автобусов малого класса, которые связывают такие крупные центры, как ТиНАС и Сколковос метро и МЦД.
Николай Анатольевич также подчеркнул значимость экологического аспекта, указывая, что с 2018 по 2024 год с помощью перехода на электробусы удалось избежать выбросов 190 000 тонн углекислого газа. Говоря о комфорте пассажиров, он рассказал о таких новшества как установка камер видеонаблюдения в салонах автобусов для обеспечения безопасности, а также внедрении QR-кодов для обратной связи от пассажиров, что позволяет улучшить качество обслуживания, разрешать конфликтные ситуации и лучше понимать потребностей пользователей.
В заключение выступления Асаул поднял вопрос о транспорте будущего и инновационных ИТ-сервисах, которые смогут повысить эффективность работы транспортных предприятий, обеспечивая как безопасность и комфорт пассажиров, так и эффективность, рентабельность и экологическую устойчивость.
Петербург — агломерация, которая ищет баланс
Доклад Рубена Андраниковича Тертеряна, генерального директора СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга», был посвящен анализу подвижности населения города после пандемии, охватывая период с 2019 по 2024 годы.
Тертерян сообщил Центр транспортного планирования ежегодно проводит опрос 30 тысяч горожан, благодаря которому регулярно собираются данные о мобильности населения и о потребностях пользователей транспорта. Так с помощью опросов было выявлено, что что среднее время, затрачиваемое жителями на дорогу, составляет 64 минуты, включая пешие подходы. Также город так и не восстановился до допандемийного уровня мобильности - сохраняется сокращение поездок на 20%. Уменьшилось количество поездок формата "дом-работа-дом", что связано в том числе и с распространением форматаудаленной работы, уменьшилось количество поездок "за покупками". Но в то же время наблюдается рост поездок с целью "гулять". Всё это указывает на изменение поведения жителей и требует переосмысления маршрутной сети и предоставляемых видов транспортных услуг.
Также Рубен Андраникович заметил, что несмотря на хорошо налаженное планирование, Санкт-Петербург сталкивается с рядом проблем - всё ещё сохраняется дисбаланс между строительством и развитием транспортной инфраструктуры. Есть проблемы и в планировании транспортных сетей в агломерации Санкт-Петербург - Ленинградская область. В этом аспекте особенно важно эффективное совместное планирование межрегиональных магистралей, которые позволят создать максимально эффективную и функциональную транспортную сеть.
Тертерян подчеркнул, что общественный транспорт - это базовая потребность горожан, и так как метрополитен Санкт-Петербурга отстает в развитии по объективным причинам, то в связи с этим главным приоритетом в будущем должно стать развитие трамвайной сети. Это может как дополнить, так и заменить некоторые функции метрополитена, обеспечивая более гибкое и удобное передвижение для жителей.
Тема развития трамвайной сети была продолжена в докладе Антона Юрьевича Кривошеева, который занимает пост Председателя Комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной Палаты и является кандидатом экономических наук. Доклад был сосредоточен на роли общественного транспорта как динамичного элемента, способствующего оживлению городских кварталов.
Главной мыслью доклада стал тезис, что даже один, но удачный и функциональный маршрут может оживить район. В качестве примера он привел известный проект «Чижик». Этот проектпервого частного трамвая был запущен на Ржевке в Красногвардейском районе, и, как показывают отзывы жителей, он оказался крайне успешным. Удобный и высокоскоростной маршрут значительно упростил передвижение по району, положительно сказался на развитии местного бизнеса и инфраструктуры. Это доказывает, что транспортные маршруты имеют глубокую взаимосвязь с урбанистикой — они не просто обеспечивают перемещение местных жителей, но и активизируют жизнь районов. Каждый маршрут, созданный с правильным учетом потребностей жителей и особенностей инфраструктуры, может стать мощным стимулом для развития местности, они формируют «инфраструктуру для жизни».
В городе запланировано дальнейшее расширение подобных проектов, и один из новых маршрутов появится в ближайшее время в Шушарах. Тем не менее, Кривошеев сделал важное замечание о недостаточности текущих проектов. Он указал на нехватку логистической составляющей в транспортной системе города, отметив, что, без глубокого понимания логистики, маршруты не могут функционировать на полную мощность. Он предложил пересмотреть ключевой вопрос —самое важное это понимание о том, зачем и куда люди едут, потому что транспорт сам по себе является всего лишь средством передвижения.
Город как сцена: от дизайна до ландшафта
Евгений Георгиевич Маслов (шеф-дизайнер Трансмашхолдинга (ТМХ)) рассказал о промышленном дизайне как важной части городской среды, которую формирует в том числе транспорт. Как дизайнер он уверен, что что культура и искусство играют не менее значимую роль в городской среде, чем промышленность и так как промышленный дизайн пронизывает все аспекты нашей жизни, то при разработке дизайна новых транспортных средств необходимо учитывать культурные и исторические факторы.
Евоений Маслов отметил, что основы существующего дизайна транспортных средств были заложены в предыдущие десятилетия. И сейчас в компании ТМХ при проектировании новых моделей локомотивов и вагонов дизайнеры интегрируют фундаментальные и современные культурные достижения, обязательно учитывают региональные традиции и ценности.
Андрей Владимирович Бубнов (генеральный директор группы Эмпериум) представил уникальные электросуда, уже ставшие реальностью на реках Петербурга. Модели «Мойка 2.0», «Москва 2.0» уже спущены на воду, готовится к спуску первое судно по проекту «Фонтанка». По словам Андрея Бубнова экосуда - это не просто малотоннажные суда, а новый символ устойчивого и комфортного водного транспорта.
Докладчик акцентировал внимание на том, что для сохранения чистоты рек и экологической безопасности Петербурга электросуда это уже необходимость. Созданные предприятием проекты разработаны с учётом особенностей водных артерий Петербурга с технической точки зрения, но не менее важна и эмоциональная составляющая поездок. Андрей Бубнов убеждён, что поездки на электросудах - это комфорт и приятные эмоции для пассажиров, а также это новые центры притяжения как для самих горожан, так и для туристов. Бубнов выразил надежду, что в ближайшем будущем электросуда станут часть системы общественного транспорта в Санкте-Петербурге, как это уже произошло в Москве.
Вызовы реформы: не в автобусах дело
Татьяна Владимировна Михеева (заместитель директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России») обрисовала спектр существующих проблем транспортной системы: от нехватки водителей до изношенности инфраструктуры.
Татьяна Михеева уверена - одного обновления парка подвижного состава для мало. Закупка нового подвижного состава, хотя и может иметь несколько плюсов, таких как повышение комфорта благодаря современным удобствам (кондиционеры, USB-розетки, мягкие кресла), снижение аварийности благодаря современным системам безопасности, увеличение скорости движения и снижение затрат на обслуживание, но это не решает системных проблем. Новые автобусы или трамваи всё так же будут стоять в пробках. Без удобных пересадок и качественного информирования пассажиры всё так же как прежде будут выбирать личный транспорт. Без доступной среды транспорт останется недоступным для маломобильных групп населения. Без документов транспортного планирования изменения будут хаотичны и не будут подкреплены финансированием.
Именно поэтому, убеждена спикер, стратегия развития системы пассажирского транспорта в городах России должна включать модернизацию инфраструктуры, улучшение условий для пассажиров, разработку удобных маршрутов и обеспечение доступности для всех групп населения, особенно для маломобильных граждан.
Виктория Васильевна Калинина (заместитель директора СПб ГКУ «Городскойцентр управления парковками Санкт-Петербурга», старший преподаватель НИУ ВШЭ) представила доклад о велоинфраструктуре и роли ландшафтного дизайна в преобразовании городской среды. Она подчеркнула: развитие велодорожек требует не только инженерных решений, но и эстетического переосмысления транспортных узлов. Среди ярких примеров — городские сады на месте бывших железнодорожных путей, парки на крышах вокзалов, озеленение транзитных пространств, а также добавление элементов, вызывающих положительные эмоции: аквариумы и зелёные инсталляции в зонах пересадок. По мнению Калининой, такая интеграция природы в транспортные решения меняет само восприятие города: путь перестаёт быть стрессом и становится частью комфорта, а порой — и удовольствием.
С заключительным докладом выступил Дмитрий Владимирович Енин, директор Института прикладных транспортных исследований, к.т.н. Он обозначил ключевые направления научной поддержки транспортных реформ: от моделирования спроса до оценки эффективности проектов и планирования логистики.
Подводя итоги стратегической сессии модератор - Блинкин Михаил Яковлевич, поблагодарил участников за интересные и актуальные доклады, за эффективную работу иподчеркнул, что сессия позволила собрать идеи и предложения от экспертов. Участники согласились с тем, что только совместными усилиями возможна реализация федерального проекта "Развитие общественного транспорта", в том числе с помощью отечественного машиностроения и производства санкционно устойчивых моделей подвижного состава, всестороннего развития городской среды.
Организаторы: Комитет по транспорту, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «ВО «РЕСТЭК», Фонд ПДСП
Генеральный партнер Фестиваля: АО «ТМХ»
Партнеры Фестиваля: ООО «СОЛЛЕРС-Карго», ПАО «Банк ВТБ», Северо-Западный банк ПАО Сбербанк, ФГБУК «Государственный Русский музей»
При поддержке союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»
Пространство, где когда-то вершилась история Российской империи, стало площадкой для размышлений о будущем транспортной экосистемы России. Ведущие эксперты и представители государственных структур обсудили ключевые аспекты и вызовы, стоящие перед развитием городской инфраструктуры и общественного транспорта в нашей стране.
Сессию модерировал Михаил Яковлевич Блинкин — научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и член комиссии Госсовета РФ по направлению «Инфраструктура для жизни». В приветственном слове он подчеркнул, что именно транспорт формирует ритм городской жизни, особенно в условиях плотной застройки мегаполисов.
Общественный транспорт - не просто поездки, а часть жизни.
Первым выступил Леонид Эдуардович Лимонов (заведующий лабораторией урбанистических исследований школы социальных наук НИУ ВШЭ-СПб, профессор, д.э.н.), обозначив важность согласованности действий между различными институтами, занимающихся вопросами общественного транспорта. По его словам, поездки в общественном транспорте должны оцениваться не только в километрах и минутах, но и в восприятии — комфорте пассажиров, готовности платить за удобство, интересах не только пассажиров, но и всех налогоплательщиков даже тех, кто сейчас не пользуется транспортом.
Максим Михайлович Каров (директор департамента маркетинга корпоративного рынка ДРКП УК «Группа ГАЗ») заострил внимание на необходимости обновления подвижного состава: 85% транспорта должны соответствовать нормативам сроков предельной эксплуатации. Каров подчеркнул, что Группа ГАЗ готова для реализации как федерального, так и национального проекта по транспорту. Он призвал участников сессии задуматься о путях эффективной реализации данных проектов и выхода на заданные государством показатели. По мнению Максима Михайловича ключевым фактором успеха является стандартизация как самих транспортных средств, их обслуживания и весь сервис оказываемый пассажирам.
Транспортные связи страны — от городских до международных маршрутов
Генеральный директор ФБУ Росавтотранс Евгений Юрьевич Мошин представил слушателям существующую картину сети межрегиональных и международных маршрутов. 5858 межрегиональных маршрутов зарегистрировано в реестре на сегодняшний день, в том числе 403 маршрута в СЗФО и 260 маршрутов в Санкт-Петербурге. Что касается международных маршуртов, то их сейчас в рееестре 330. И здесь Санкт-Петербург и СЗФО также играют важную роль, связывая Россию с девятью иностранными государствами и выполняя более 80 маршрутов.
Николай Анатольевич Асаул (генеральный директор ГУП «Мосгортранс») рассказал о внедренных проектах вверенного ему предприятия - крупнейшего перевозчика в России, обслуживающего миллионы пассажиров еженедельно. Он подчеркнул важность технологической и экологической трансформации общественного транспорта в мегаполисах. Это и растущая роль автобусов на ГМТ, современные остановочные пункты, ультра быстрые зарядные станции для электробусов, инновационный московский сервис «По пути» -гибкая организация перевозок в малонаселенные районы с помощью автобусов малого класса, которые связывают такие крупные центры, как ТиНАС и Сколковос метро и МЦД.
Николай Анатольевич также подчеркнул значимость экологического аспекта, указывая, что с 2018 по 2024 год с помощью перехода на электробусы удалось избежать выбросов 190 000 тонн углекислого газа. Говоря о комфорте пассажиров, он рассказал о таких новшества как установка камер видеонаблюдения в салонах автобусов для обеспечения безопасности, а также внедрении QR-кодов для обратной связи от пассажиров, что позволяет улучшить качество обслуживания, разрешать конфликтные ситуации и лучше понимать потребностей пользователей.
В заключение выступления Асаул поднял вопрос о транспорте будущего и инновационных ИТ-сервисах, которые смогут повысить эффективность работы транспортных предприятий, обеспечивая как безопасность и комфорт пассажиров, так и эффективность, рентабельность и экологическую устойчивость.
Петербург — агломерация, которая ищет баланс
Доклад Рубена Андраниковича Тертеряна, генерального директора СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга», был посвящен анализу подвижности населения города после пандемии, охватывая период с 2019 по 2024 годы.
Тертерян сообщил Центр транспортного планирования ежегодно проводит опрос 30 тысяч горожан, благодаря которому регулярно собираются данные о мобильности населения и о потребностях пользователей транспорта. Так с помощью опросов было выявлено, что что среднее время, затрачиваемое жителями на дорогу, составляет 64 минуты, включая пешие подходы. Также город так и не восстановился до допандемийного уровня мобильности - сохраняется сокращение поездок на 20%. Уменьшилось количество поездок формата "дом-работа-дом", что связано в том числе и с распространением форматаудаленной работы, уменьшилось количество поездок "за покупками". Но в то же время наблюдается рост поездок с целью "гулять". Всё это указывает на изменение поведения жителей и требует переосмысления маршрутной сети и предоставляемых видов транспортных услуг.
Также Рубен Андраникович заметил, что несмотря на хорошо налаженное планирование, Санкт-Петербург сталкивается с рядом проблем - всё ещё сохраняется дисбаланс между строительством и развитием транспортной инфраструктуры. Есть проблемы и в планировании транспортных сетей в агломерации Санкт-Петербург - Ленинградская область. В этом аспекте особенно важно эффективное совместное планирование межрегиональных магистралей, которые позволят создать максимально эффективную и функциональную транспортную сеть.
Тертерян подчеркнул, что общественный транспорт - это базовая потребность горожан, и так как метрополитен Санкт-Петербурга отстает в развитии по объективным причинам, то в связи с этим главным приоритетом в будущем должно стать развитие трамвайной сети. Это может как дополнить, так и заменить некоторые функции метрополитена, обеспечивая более гибкое и удобное передвижение для жителей.
Тема развития трамвайной сети была продолжена в докладе Антона Юрьевича Кривошеева, который занимает пост Председателя Комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной Палаты и является кандидатом экономических наук. Доклад был сосредоточен на роли общественного транспорта как динамичного элемента, способствующего оживлению городских кварталов.
Главной мыслью доклада стал тезис, что даже один, но удачный и функциональный маршрут может оживить район. В качестве примера он привел известный проект «Чижик». Этот проектпервого частного трамвая был запущен на Ржевке в Красногвардейском районе, и, как показывают отзывы жителей, он оказался крайне успешным. Удобный и высокоскоростной маршрут значительно упростил передвижение по району, положительно сказался на развитии местного бизнеса и инфраструктуры. Это доказывает, что транспортные маршруты имеют глубокую взаимосвязь с урбанистикой — они не просто обеспечивают перемещение местных жителей, но и активизируют жизнь районов. Каждый маршрут, созданный с правильным учетом потребностей жителей и особенностей инфраструктуры, может стать мощным стимулом для развития местности, они формируют «инфраструктуру для жизни».
В городе запланировано дальнейшее расширение подобных проектов, и один из новых маршрутов появится в ближайшее время в Шушарах. Тем не менее, Кривошеев сделал важное замечание о недостаточности текущих проектов. Он указал на нехватку логистической составляющей в транспортной системе города, отметив, что, без глубокого понимания логистики, маршруты не могут функционировать на полную мощность. Он предложил пересмотреть ключевой вопрос —самое важное это понимание о том, зачем и куда люди едут, потому что транспорт сам по себе является всего лишь средством передвижения.
Город как сцена: от дизайна до ландшафта
Евгений Георгиевич Маслов (шеф-дизайнер Трансмашхолдинга (ТМХ)) рассказал о промышленном дизайне как важной части городской среды, которую формирует в том числе транспорт. Как дизайнер он уверен, что что культура и искусство играют не менее значимую роль в городской среде, чем промышленность и так как промышленный дизайн пронизывает все аспекты нашей жизни, то при разработке дизайна новых транспортных средств необходимо учитывать культурные и исторические факторы.
Евоений Маслов отметил, что основы существующего дизайна транспортных средств были заложены в предыдущие десятилетия. И сейчас в компании ТМХ при проектировании новых моделей локомотивов и вагонов дизайнеры интегрируют фундаментальные и современные культурные достижения, обязательно учитывают региональные традиции и ценности.
Андрей Владимирович Бубнов (генеральный директор группы Эмпериум) представил уникальные электросуда, уже ставшие реальностью на реках Петербурга. Модели «Мойка 2.0», «Москва 2.0» уже спущены на воду, готовится к спуску первое судно по проекту «Фонтанка». По словам Андрея Бубнова экосуда - это не просто малотоннажные суда, а новый символ устойчивого и комфортного водного транспорта.
Докладчик акцентировал внимание на том, что для сохранения чистоты рек и экологической безопасности Петербурга электросуда это уже необходимость. Созданные предприятием проекты разработаны с учётом особенностей водных артерий Петербурга с технической точки зрения, но не менее важна и эмоциональная составляющая поездок. Андрей Бубнов убеждён, что поездки на электросудах - это комфорт и приятные эмоции для пассажиров, а также это новые центры притяжения как для самих горожан, так и для туристов. Бубнов выразил надежду, что в ближайшем будущем электросуда станут часть системы общественного транспорта в Санкте-Петербурге, как это уже произошло в Москве.
Вызовы реформы: не в автобусах дело
Татьяна Владимировна Михеева (заместитель директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России») обрисовала спектр существующих проблем транспортной системы: от нехватки водителей до изношенности инфраструктуры.
Татьяна Михеева уверена - одного обновления парка подвижного состава для мало. Закупка нового подвижного состава, хотя и может иметь несколько плюсов, таких как повышение комфорта благодаря современным удобствам (кондиционеры, USB-розетки, мягкие кресла), снижение аварийности благодаря современным системам безопасности, увеличение скорости движения и снижение затрат на обслуживание, но это не решает системных проблем. Новые автобусы или трамваи всё так же будут стоять в пробках. Без удобных пересадок и качественного информирования пассажиры всё так же как прежде будут выбирать личный транспорт. Без доступной среды транспорт останется недоступным для маломобильных групп населения. Без документов транспортного планирования изменения будут хаотичны и не будут подкреплены финансированием.
Именно поэтому, убеждена спикер, стратегия развития системы пассажирского транспорта в городах России должна включать модернизацию инфраструктуры, улучшение условий для пассажиров, разработку удобных маршрутов и обеспечение доступности для всех групп населения, особенно для маломобильных граждан.
Виктория Васильевна Калинина (заместитель директора СПб ГКУ «Городскойцентр управления парковками Санкт-Петербурга», старший преподаватель НИУ ВШЭ) представила доклад о велоинфраструктуре и роли ландшафтного дизайна в преобразовании городской среды. Она подчеркнула: развитие велодорожек требует не только инженерных решений, но и эстетического переосмысления транспортных узлов. Среди ярких примеров — городские сады на месте бывших железнодорожных путей, парки на крышах вокзалов, озеленение транзитных пространств, а также добавление элементов, вызывающих положительные эмоции: аквариумы и зелёные инсталляции в зонах пересадок. По мнению Калининой, такая интеграция природы в транспортные решения меняет само восприятие города: путь перестаёт быть стрессом и становится частью комфорта, а порой — и удовольствием.
С заключительным докладом выступил Дмитрий Владимирович Енин, директор Института прикладных транспортных исследований, к.т.н. Он обозначил ключевые направления научной поддержки транспортных реформ: от моделирования спроса до оценки эффективности проектов и планирования логистики.
Подводя итоги стратегической сессии модератор - Блинкин Михаил Яковлевич, поблагодарил участников за интересные и актуальные доклады, за эффективную работу иподчеркнул, что сессия позволила собрать идеи и предложения от экспертов. Участники согласились с тем, что только совместными усилиями возможна реализация федерального проекта "Развитие общественного транспорта", в том числе с помощью отечественного машиностроения и производства санкционно устойчивых моделей подвижного состава, всестороннего развития городской среды.
Организаторы: Комитет по транспорту, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «ВО «РЕСТЭК», Фонд ПДСП
Генеральный партнер Фестиваля: АО «ТМХ»
Партнеры Фестиваля: ООО «СОЛЛЕРС-Карго», ПАО «Банк ВТБ», Северо-Западный банк ПАО Сбербанк, ФГБУК «Государственный Русский музей»
При поддержке союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»