Междугородный автобус средней вместимости, выпускавшийся Львовским автобусным заводом в 1978-1982 годах. Создан на базе городского автобуса ЛАЗ-695 и является дальнейшим развитием модели ЛАЗ-697Н.
Как и исходная модель ЛАЗ-695, его собрат “697” оснащался двигателем и коробкой передач от массового грузовика ЗИЛ-130, а также ведущей осью Raba венгерского производства.
От ближайшего родственника, городского “695-го”, междугородный ЛАЗ-697 отличался наличием всего одной двери салона без автоматического привода, комфортабельным салоном с регулируемыми спинками кресел, индивидуальными плафонами освещения, а также более высокими и вместительными багажными отсеками, которые потребовали приподнять уровень пола под сиденьями, поместив их на подиумы.
На фоне нехватки междугородных автобусов широко была распространена и переделка городских автобусов ЛАЗ-695 “по образу и подобию” ЛАЗ-697, достаточно простая в силу модульности конструкции и обширной унификации кузовов. Такое переоборудование выполнялось как в условиях авторемонтных заводов, так и силами эксплуатационных предприятий и частных владельцев.
В отличие от модели-предшественника ЛАЗ-697Н, модификация “Р” обладала улучшенной системой вентиляции салона, позволившей отказаться от окон с форточками: это снизило уровень шума и запылённости салона. Для того, чтобы уличный воздух поступал в салон, использовалась система принудительной вентиляции с “горбом” воздухозаборника в середине крыши. Также забор воздуха производился через “уши” воздухозабора сзади: они использовались для охлаждения двигателя и отопления салона в холодный сезон.
В середине 80-х годов от выпуска модели “697” отказались в пользу расширения производства удлинённого автобуса большей вместимости модели ЛАЗ-699, несущего более мощный двигатель ЗИЛ-375 от армейского “Урала” и коробку передач производства ЯМЗ. ЛАЗ долго и мучительно осваивал удлинённый автобус, который пытались производить ещё с 60-х годов: к малосерийному производству его смогли подвести в конце 70-х, а к массовому – только в 80-е годы.
Уже после снятия модели “697” с производства небольшую партию ЛАЗ-697Р завод выпустил в 1985 году: это была серия автобусов в люксовом исполнении, предназначенная для обслуживания XXV съезда КПСС. Такие автобусы отличались от прежних ЛАЗ-697Р наличием двух салонных дверей вместо одной.
Однако в 90-е годы концепция, заложенная в ЛАЗ-697, получила новое развитие: в 1993 году производство автобусов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н по приобретённой на Украине документации наладил Мичуринский авторемонтный завод в Тамбовской области. Да и сам ЛАЗ вернулся к выпуску подобных автобусов под обозначением ЛАЗ-695Н-01/011, который нёс кресельный салон и, в соответствии с актуальными требованиями к безопасности, обладал двумя ручными дверьми в переднем и заднем свесе. Выпуск таких автобусов продолжался до середины 2000-х годов.
Представленный автобус 1980 года выпуска в первой жизни служил в войсковой части в Пензенской области. В 2024 году автобус был выставлен на торги, откуда был выкуплен коллекционером Русланом Тинчуриным из Ростова-на-Дону. Осенью 2024 года автобус своим ходом преодолел путь от Пензы до Санкт-Петербурга, а в 2025 году прошёл косметический ремонт силами компании “РетроЛайн”.
Как и исходная модель ЛАЗ-695, его собрат “697” оснащался двигателем и коробкой передач от массового грузовика ЗИЛ-130, а также ведущей осью Raba венгерского производства.
От ближайшего родственника, городского “695-го”, междугородный ЛАЗ-697 отличался наличием всего одной двери салона без автоматического привода, комфортабельным салоном с регулируемыми спинками кресел, индивидуальными плафонами освещения, а также более высокими и вместительными багажными отсеками, которые потребовали приподнять уровень пола под сиденьями, поместив их на подиумы.
На фоне нехватки междугородных автобусов широко была распространена и переделка городских автобусов ЛАЗ-695 “по образу и подобию” ЛАЗ-697, достаточно простая в силу модульности конструкции и обширной унификации кузовов. Такое переоборудование выполнялось как в условиях авторемонтных заводов, так и силами эксплуатационных предприятий и частных владельцев.
В отличие от модели-предшественника ЛАЗ-697Н, модификация “Р” обладала улучшенной системой вентиляции салона, позволившей отказаться от окон с форточками: это снизило уровень шума и запылённости салона. Для того, чтобы уличный воздух поступал в салон, использовалась система принудительной вентиляции с “горбом” воздухозаборника в середине крыши. Также забор воздуха производился через “уши” воздухозабора сзади: они использовались для охлаждения двигателя и отопления салона в холодный сезон.
В середине 80-х годов от выпуска модели “697” отказались в пользу расширения производства удлинённого автобуса большей вместимости модели ЛАЗ-699, несущего более мощный двигатель ЗИЛ-375 от армейского “Урала” и коробку передач производства ЯМЗ. ЛАЗ долго и мучительно осваивал удлинённый автобус, который пытались производить ещё с 60-х годов: к малосерийному производству его смогли подвести в конце 70-х, а к массовому – только в 80-е годы.
Уже после снятия модели “697” с производства небольшую партию ЛАЗ-697Р завод выпустил в 1985 году: это была серия автобусов в люксовом исполнении, предназначенная для обслуживания XXV съезда КПСС. Такие автобусы отличались от прежних ЛАЗ-697Р наличием двух салонных дверей вместо одной.
Однако в 90-е годы концепция, заложенная в ЛАЗ-697, получила новое развитие: в 1993 году производство автобусов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н по приобретённой на Украине документации наладил Мичуринский авторемонтный завод в Тамбовской области. Да и сам ЛАЗ вернулся к выпуску подобных автобусов под обозначением ЛАЗ-695Н-01/011, который нёс кресельный салон и, в соответствии с актуальными требованиями к безопасности, обладал двумя ручными дверьми в переднем и заднем свесе. Выпуск таких автобусов продолжался до середины 2000-х годов.
Представленный автобус 1980 года выпуска в первой жизни служил в войсковой части в Пензенской области. В 2024 году автобус был выставлен на торги, откуда был выкуплен коллекционером Русланом Тинчуриным из Ростова-на-Дону. Осенью 2024 года автобус своим ходом преодолел путь от Пензы до Санкт-Петербурга, а в 2025 году прошёл косметический ремонт силами компании “РетроЛайн”.