Автомобиль ВА3-2101 стал важной вехой в развитии отечественного автомобилестроения. Он принёс с собой новейшую технологию, современные технические решения, ознаменовал качественно иной подход к конструированию массового легкового автомобиля. Началу производства “Жигулей” предшествовало заключение генерального соглашения между компанией FIAT и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. Этим соглашением определялась и сама модель-прототип - бестселлер FIAT 124, получивший в 1967 году титул “Автомобиль года”. А главное - вместе с конструкцией автомобиля СССР приобрёл у итальянцев технологию их массового производства, получив завод, способный производить до миллиона автомобилей в год. Проведённые испытания показали непригодность итальянской модели к эксплуатации в СССР, в результате чего изменениям были подвергнуты тормоза, подвеска, сцепление и коробка переключения передач. Также "Жигули" раньше "Фиата" получили новый верхнеклапанный двигатель, не освоенный в производстве даже итальянцами. В общей сложности в конструкцию FIAT 124 было внесено свыше 800 изменений. С годами ВА3-2101 стала носителем двух прозвищ: сначала - “единичка”, а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной - “копейка”. Испытания, которые предшествовали внесению изменений в конструкцию, оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. В плане комфорта ВА3-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Серийное производство автомобилей ВА3-2101 в различных модификациях продолжалось с 1970 по 1988 годы. За это время было выпущено около 4 млн. 850 тыс. автомобилей этой модели. На базе ВА3-2101 было создано так называемое “классическое” семейство автомобилей ВА3, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.