Ретро

Москвич-412 (ИЖ)

Выпуск легендарной модели “412” вели два завода параллельно: АЗЛК в Москве и “Ижмаш” в Ижевске. Последний подчинялся не Минавтопрому, а Министерству Обороны, и входил в оборонное производственное объединение “Ижмаш”.
Важно, что несмотря на место производства, обе машины по праву называются именно “Москвичами” - по месту разработки всей документации.
Главным достоинством “Москвича-412” справедливо считают двигатель УЗАМ-412 разработки конструктора О.А. Окунёва, который значительно отличался от конструкции большинства бензиновых двигателей того времени. Главной новацией стала оригинальная прочная конструкция с наклонённым блоком цилиндров, что снизило центр тяжести и позволило более компактно расположить агрегат под капотом. По основной версии, такая конструкция - следствие изучения двигателя BMW M10 (но вовсе не копия). Немецкие инженеры же, в свою очередь, позаимствовали оригинальную идею у французского Talbot, представленного на Парижском моторшоу в 1959 году.
В Ижевске на базе "412-го" была создана своя серия модификаций - первый в СССР хэтчбэк “ИЖ-2125” "Комби", развозной фургон "ИЖ-2715" и пикап "ИЖ-27151". Последние машины смогли превзойти в потребительских свойствах московские аналоги - развозные "Москвичи-433/434", и вытеснить их даже с советского "рынка".
Скромно оснащенные “Москвичи” ижевского производства почти не поставлялись на экспорт; седаны модели “412” из Ижевска практически полностью оставались в СССР, дабы не мешать продажам московских моделей. При этом экспортное исполнение "ИЖей" всё же существовало - оно отличалось от массовых машин решёткой с "квадратными" фарами, как у московского собрата, но с оригинальным рисунком.
В века корнями уходит дискуссия о том, какой завод делал “Москвичи” лучше. Сторонники ижевских автомобилей ссылаются на строжайший контроль качества оборонного Ижмаша, а поклонники московских машин апеллируют к большему богатству оснащения и декора у московских машин.
В 1982 году модель “412” на заводе-дублёре в Ижевске пережила модернизацию, получив обновлённую внешность, травмобезопасные дверные ручки и ряд других деталей. Поэтому с конца 1980-х, когда на московском АЗЛК уже свернули производство заднеприводного семейства, в Ижевске и не думали прекращать выпуск "412-го".
На ижевском конвейере машина оказалась настоящим долгожителем: там "Москвич-412" продолжали выпускать с 1968 по 1997 год, а по индивидуальным заказам собирали вплоть до 2001 года из задела кузовов.