Ретро

ЛиАЗ-677М

ЛиА3-677 - самый массовый городской автобус советского производства. За 35 лет в производстве (с 1967 по 2002) он разошёлся тиражом почти 200 тысяч экземпляров.
Для конца шестидесятых годов конструкция этого автобуса была передовой: просторный салон, широкие дверные проёмы, большая площадь остекления, а главное - комфортная пневморессорная подвеска, гидроусилитель руля и гидромеханическая трансмиссия, иными словами - «коробка-автомат». Именно за плавный ход и тепло в салоне пассажиры заслуженно любили эту машину.
«Луноход» всегда можно было распознать на слух благодаря характерному звуку, так называемому «звону бутылок», который по мере износа издавали крестовина карданного вала и подшипник коробки передач.
За долгие годы работы ЛиА3-677 обрёл множество «народных» названий. Самые распространенные из них - «Луноход» и «Скотовоз», также бытовали имена «Крокодил», «Блюм» и «Сотка». Все прозвища связаны как с фантастической вместимостью автобуса в часы «пик», так и с тем, что это был первый советский автобус, в котором ориентировались не только на сидящих, но и на стоящих пассажиров.
После появления модели-наследника, ЛиА3-677 ещё долго сохранял актуальность благодаря дешевизне и простоте устройства. Последние автобусы с ПТС были выпущены в 2002 год Тосненским заводом, а официально он снят с производства в 2004 году.
После того, как в 1994 году ЛиАЗ прекратил производство 677-х на своём главном конвейере, выпуск "Луноходов" продолжили ремонтные предприятия. При этом основным поставщиком кузовов для сборки оставался ЛиАЗ: производство полнокомплектных автобусов семейства 677 было прекращено, однако "ремонтные" кузова для сторонних сборочных предприятий продолжали сваривать. Также поставщиками кузовов для "самостоятельной сборки" были и другие предприятия, такие как Тосненский автобусный завод, Яхромский автобусный завод, Борский авторемонтный завод.
Сборка автобусов на основе кузовов проводилась не только на авторемонтных и автобусных заводах, но и силами самих автопредприятий, где сохранялись запасы дефицитных агрегатов от списанных машин.
Эта машина - именно такая: она собрана на основе нового "ремонтного" кузова в Колпинском автобусном парке в 1998 году. С 1998 по 2006 год этот автобус работал в Колпинском парке под номером 0162. После того, как в 2006 году в Санкт-Петербурге вывели из пассажирской эксплуатации последние автобусы серии ЛиА3-677, колпинский экземпляр был сохранён как исторический автобус для коллекции "Пассажиравтотранса”.