ВА3-2109 - легковой автомобиль производства Волжского автомобильного завода (Тольятти, Самарская область). Вторая модель семейства переднеприводных автомобилей ВА3, разработанных с нуля, без использования "ФИАТовских" наработок.
В зависимости от целевого рынка "Лады" этого семейства продавались под торговыми марками "Спутник", ”Samara" или "Forma".
Премьера базовой модели, ВА3-2108, состоялась на выставке "Автопром-84" на московском ВДНХ, а продажи начались в 1985-м. Пятидверная ВА3-2109 подоспела к 1987 году.
Инженерным подрядчиком по доводке "Самары" и ряду её систем выступила немецкая компания Porsche. Также в западных странах были закуплены лицензии на ряд компонентов - например, передние дисковые тормоза, рулевую рейку, сцепление и синхронизаторы коробки передач, ШРУСы, карбюратор, балку задней подвески, бескамерные радиальные шины. На выходе получилась вполне передовая для своих лет машина, получившая популярность не только на родине, но и в капиталистических странах, в том числе в Германии, Канаде, Великобритании и Австралии.
Кузов ВА3-2109 - пятидверный хэтчбэк. Также выпускались близкородственные модели ВА3-2108 с тремя дверьми и четырёхдверный седан ВА3-21099.
Базовым для ВА3-2109 стал мотор объёмом 1,3 литра, позже появилась модификация 1,1 литра (в первую очередь, как "безналоговая" для экспортных рынков), и вариант 1,5 литра, ставший наиболее массовым. Доступны были как четырёх-, так и пятиступенчатая коробка передач.
В 1991 году ВА3-2108/09 модернизировали внешность, реализовав "длиннокрылую" переднюю часть без так называемого “клюва” - такие модели получили наименование ВАЗ-21083/21093. В начале 1990-х оба варианта выпускались параллельно, позже первоначальный дизайн типа “короткое крыло” сняли с производства в угоду унификации.
С 2000 года выпускалась "девятка" второго поколения - ВА3-2114 (бывший 2109). Выпуск старой "Самары" перевели сначала в Сызрань, на завод “РосЛада”, а 2004 году производство "Самары" первого поколения было вовсе прекращено.
Однако ВАЗ-2108/09/099 первого поколения продолжили производить на Украине - на базе ЗАЗа и завода “Анто-Рус”, где их выпуск продолжался до 2011 года.
В середине 1990-х годов ВА3-2109 выпускался как Lada Samara Baltic в Финляндии, на заводе компании Valmet: такая улучшенная "девятка" была ориентирована на западноевропейский рынок.
ВА3-2114 "Самара-2", в основе которых лежала “девятка” ВА3-2109, окончательно сняли с производства в 2013 году.
В зависимости от целевого рынка "Лады" этого семейства продавались под торговыми марками "Спутник", ”Samara" или "Forma".
Премьера базовой модели, ВА3-2108, состоялась на выставке "Автопром-84" на московском ВДНХ, а продажи начались в 1985-м. Пятидверная ВА3-2109 подоспела к 1987 году.
Инженерным подрядчиком по доводке "Самары" и ряду её систем выступила немецкая компания Porsche. Также в западных странах были закуплены лицензии на ряд компонентов - например, передние дисковые тормоза, рулевую рейку, сцепление и синхронизаторы коробки передач, ШРУСы, карбюратор, балку задней подвески, бескамерные радиальные шины. На выходе получилась вполне передовая для своих лет машина, получившая популярность не только на родине, но и в капиталистических странах, в том числе в Германии, Канаде, Великобритании и Австралии.
Кузов ВА3-2109 - пятидверный хэтчбэк. Также выпускались близкородственные модели ВА3-2108 с тремя дверьми и четырёхдверный седан ВА3-21099.
Базовым для ВА3-2109 стал мотор объёмом 1,3 литра, позже появилась модификация 1,1 литра (в первую очередь, как "безналоговая" для экспортных рынков), и вариант 1,5 литра, ставший наиболее массовым. Доступны были как четырёх-, так и пятиступенчатая коробка передач.
В 1991 году ВА3-2108/09 модернизировали внешность, реализовав "длиннокрылую" переднюю часть без так называемого “клюва” - такие модели получили наименование ВАЗ-21083/21093. В начале 1990-х оба варианта выпускались параллельно, позже первоначальный дизайн типа “короткое крыло” сняли с производства в угоду унификации.
С 2000 года выпускалась "девятка" второго поколения - ВА3-2114 (бывший 2109). Выпуск старой "Самары" перевели сначала в Сызрань, на завод “РосЛада”, а 2004 году производство "Самары" первого поколения было вовсе прекращено.
Однако ВАЗ-2108/09/099 первого поколения продолжили производить на Украине - на базе ЗАЗа и завода “Анто-Рус”, где их выпуск продолжался до 2011 года.
В середине 1990-х годов ВА3-2109 выпускался как Lada Samara Baltic в Финляндии, на заводе компании Valmet: такая улучшенная "девятка" была ориентирована на западноевропейский рынок.
ВА3-2114 "Самара-2", в основе которых лежала “девятка” ВА3-2109, окончательно сняли с производства в 2013 году.