Ретро

ЗИС-5

Среднетоннажный грузовой автомобиль, выпускавшийся московским автомобильным заводом имени Сталина, а в годы войны и после неё - на филиалах ЗИСа в Ульяновске (УльЗИС) и Миассе (УралЗИС). Производство модели совокупно длилось с 1933 по 1955 год.
ЗИС-5 - второй по массовости автомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны, и заслуженно - один из автомобилей-символов.
Сам грузовик представлял собой дальнейшее развитие грузового автомобиля АМО-3, который, в свою очередь, был модернизацией грузовика АМО-2 - лицензионного грузового автомобиля американской марки Autocar. Но, в отличие от АМО-2, который делали из американских деталей, все компоненты АМО-3 и ЗИС-5 были уже советского производства.
В 1930-е годы грузовики и автобусы ЗИС экспортировались в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию. Достаточно большой парк автомобилей ЗИС образовался в Финляндии после Советско-финской войны и на оккупированных Германией территориях СССР в 1941-1944 годах.
Также на базе ЗИС-5 выпускались шасси для специальных автомобилей - пожарных машин, автобусов и другой спецтехники. В гамме модели существовали шасси нестандартной длины, тягачи, трёхосные и полугусеничные версии, а также газогенераторный вариант.
В годы войны ЗИС-5, как и другие советские грузовики, выпускался в упрощённой версии. Таковая получила обозначение ЗИС-5В. “Упрощённый” грузовик нёс облегчённую более чем на 120 килограмм кабину из фанеры и вагонки, крылья были выгнуты из проката, а не отштампованы с глубокой вытяжкой, как на довоенных машинах. Также отказались от тормозов на передней оси, правой фары и откидных бортов по бокам.
К завершению войны комплектация была частично восстановлена, а после её окончания некоторое время выпускался ЗИС-50 - переходный грузовик к ЗИС-150 с новым двигателем, но старой кабиной. УралЗИС, в свою очередь, глубоко модернизировал ЗИС-5, добавив ему кабину новой модели, подобную ГАЗ-51 - такой УралЗИС-355М выпускался вплоть до 1965 года.