Открыло мероприятие пленарное заседание «Возможности финансирования инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта в условиях внешнего санкционного давления». В дискуссии приняли участие как производители электротранспорта и организаторы перевозок, так и представители инвесторов. С приветственным словом к собравшимся обратилась Ирина Иванова, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Она, в частности, отметила, что выставка на Манежной площади вселяет море оптимизма, так как там представлены не только уже используемая техника, но перспективные новинки.
Продолжила работу деловой программы III Международного транспортного фестиваля «SPbTransportFest» сессия по импортозамещению (локализации) «Развитие региональных автопромышленных комплексов. Новые точки роста». В приветственном слове, модератор сессии, член правления промышленного кластера «Автопром Северо-Запад», исполнительный директор ООО «Металлопродукция» Дорофеев Евгений Николаевич отметил необходимость и важность импортозамещения. В своем выступлении генеральный директор ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» Рашкин Илья Вячеславович поделился опытом создания первого российского электрогрузомобиля EVM PRO, представленного на выставке инновационного транспорта и оборудования на Манежной площади. Также Илья Вячеславович рассказал о препятствиях развития отрасли, но отметил что потребителю становится все интереснее и выгоднее владеть электромобилем, что говорит о перспективности этого направления. Руководитель сектора энергоэффективности и экологии автомобильного транспорта АДФ ФГБОУ ВО «СПбГАСУ», коммерческий директор ООО «Газовщик» Пенкин Алексей Леонидович рассказал о преимуществах природного газа в транспортной сфере, а также поделился опытом разработки газового редуктора. Советник по маркетингу, развитию и ESG ОАО «АБЗ-1» Пономарева Ольга Вячеславовна рассказала о возможностях, сферах и преимуществах использования продукции компании – цветного асфальта, стенд с которым также представлен в рамках выставки инновационного транспорта и оборудования на Манежной площади. В своих докладах специалисты обращали особое внимание на безопасность и на необходимость развития инфраструктуры.
В рамках сессии «Современные технологии: комфорт, надежность и безопасность транспорта» участники транспортной конференции всесторонне обсудили тему транспортной безопасности, а также представили технические новинки и инновационные цифровые разработки в этой сфере. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров в ближайшее время общественный транспорт, наравне с тахографами, будет оснащаться аппаратурой спутниковой навигации. Изменения коснуться и предрейсовых осмотров водителей. Здесь помогут технологии, которые уже давно используются в космической отрасли. Это технологии телемедицины, которые позволяют полностью оценивать функциональное состояние водителей за 90 секунд. Особое внимание на конференции было уделено проблемам безопасности на транспорте инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Ситуация в этой области постепенно исправляется, но всё ещё недостаточно быстро и эффективно. Доклад о возможностях системы «Говорящий город», а также о необходимости скорейшего повсеместного внедрения этой технологии радиоинформирования и звукового ориентирования сделала Ромашова Мария Владимировна, генеральный директор ООО «Говорящий город». На данный момент такая система в Петербурге установлена на трамваях, в ближайшее время система будет поставлена и на других видах транспорта. Пассажирам для использования этой системы необходимо скачать приложение «Говорящий город». Помимо безопасности специалисты обсудили современные и инновационные системы оплаты в общественном транспорте. Участники сессии пришли к выводу, что несмотря на то, что пока планируется сохранить разнообразие способов оплаты для удобства пассажиров, в ближайшем будущем всё активнее будет внедряться цифровой подорожник (оплата приложением) и система идентификации и оплаты FaceID (оплата с помощью цифровой системы распознавания лица). Пилотные проекты в Санкт-Петербурге по оплате с помощью FaceID будут запущены уже летом. Важно отметить, что в ходе сессии, модератор сессии Ишков Владимир Александрович, заместитель генерального директора СПб ГУП «Пассажиравтотранс», неоднократно поднимал вопрос происхождения представляемых технологий. Отрадно, что все представленные на данной конференции новинки - программное обеспечение, разработка, внедрение, оборудование — российского производства.
Будущее за водородом - к такому выводу пришли участники сессии «Расширение использования альтернативных источников энергии в городском транспорте». Среди тем, которые поднимались выступающими – тренды в декарбонизации транспорта, производство экологически чистых видов транспортной техники, развитие зарядной инфраструктуры, современное понимание альтернативных источников энергии и конечно, водородный транспорт и что более выгодно в использовании «зелёный или голубой водород». По мнению большинства выступающих, сегодня для использования в качестве общественного транспорта, предпочтительней гибридные модели. Но по прогнозам экспертов, к 2030 году, рынок займет водород. Первые шаги на пути к этому уже сделаны. В 2019 году в Санкт-Петербурге состоялся первый пробный рейс водородного трамвая, а сейчас проходит испытания водородный электробус. Но для использования в будущем этих новинок необходимо создать соответствующую городскую и зарядную инфраструктуру.
Спикеры сессии «Роль документов транспортного планирования в стратегическом развитии российских городов» уделили большое внимание определению транспортного спроса и предложения. Обсудили необходимость, возможности и новые методы в анализе пассажиропотока. Эксперты отметили, что понимание транспортного поведения людей, анализ их перемещения способствует повышению безопасности, что является приоритетом дорожного движения.
Решение кадровых проблем в транспортной отрасли искали в рамках сессии «Новые кадры для транспортной отрасли и автомобилестроения: от рабочего до руководителя». С докладами выступили эксперты в сфере образования — представители учебных заведений СПбГАСУ, СпбГЭТУ «ЛЭТИ», НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Академии транспортных технологий, экспертного центра "Движение без опасности", а также представитель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Подводя итоги, модератор сессии - Свиридова Майя Евгеньевна, руководитель Комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда и профессиональным квалификациям в автомобилестроении Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА), подчеркнула, что необходимо решить первоочередную проблему недостаточно эффективного обмена информацией в образовательной траектории «школа-вуз-предприятия». И если оторванность учебных программ от реальных потребностей рынка частично удаётся преодолеть на местных уровнях, путем непосредственного взаимодействия профильных учебных заведений с компаниями-работодателями, то разница в учебных программах самих учебных заведений в разных регионах, мешает устанавливать единые квалификационные критерии к выпускникам. Майя Евгеньевна предложила создать рабочую группу на базе Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА), чтобы устранить эти точки разрыва и пригласила в эту рабочую группу профильные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и отраслевые компании.
Сессия «Музейные детективы: поиск и воссоздание ретро-техники. В будущее на «карете прошлого»: опыт использования музеефицированных транспортных объектов» была посвящена вопросам организации поиска раритетной техники, проблемам и специфике капитально-восстановительного ремонта ретро-техники, а также новинкам в сфере реставрационных работ.
В рамках деловой программы III Международного транспортного фестиваля «SPbTransportFest» состоялся Детский автомобильный форум, который был посвящен юношескому техническому творчеству и новым возможностям профориентации молодёжи. Участники представили свои проекты и разработки, победившие в конкурсе молодых специалистов «АвтоЭволюция». Конкурс ежегодно проводится Промышленным кластером «Автопром Северо-Запад» совместно с образовательными партнёрами. В этом году автомобильно-дорожный факультет СпбГАСУ, возглавляемый Зазыкиным Андреем Вячеславовичем, принял особенно активное участие в подготовке конкурсантов. Так, студентами ГАСУ в этом году были представлены научно-прикладные разработки на следующие темы: «Инновационный газовый редуктор для природного газа» на базе автомобиля Ford Bronco; «Управление подачей воздуха в газодизельном двигателе» на базе автобуса Вектор NEXT; «Проектирование аккумуляторных батарей» на базе грузового малотоннажного электромобиля. После презентаций студенты профильных вузов приняли участие в интерактивном творческом конкурсе для школьников и студентов Automotive innovation camp (AIC).
21 мая III Международный транспортный фестиваль «SPbTransportFest» продолжит свою работу. Посетителей ждет крупнейший в России парад ретро-транспорта: 319 раритетных автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей традиционно проследуют по Невскому проспекту, а затем присоединятся к выставке на Инженерной улице. На Манежной площади и Кленовой улице продолжит работу выставка инновационного транспорта и оборудования. А на сцене состоится концертная программа с участием ансамбля «БЕЛОРУССКИЕ ПЕСНЯРЫ», заслуженного артиста России Александра Явдошенко, группы «BACKSTAGE Girlsband» и многих других!