Легковой автомобиль, выпускавшийся московским Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола (позднее АО "Москвич") с 1986 по 2001 год.
Разработка принципиально нового автомобиля на замену успешному семейству “408”-”412” велась с начала 1970-х годов. Первоначально речь шла о семействе "3-5-х”, которое продвигалось в формате "большого Москвича-408" - при этом обозначение 3-5-х означало, что модель планировалось освоить в 1973-75 годах.
По ряду причин АЗЛК сорвал сроки проектирования этого семейства, и к производству "большой 408" был не готов. Из-за этого в 1976 году в серию пошла лишь обновлённая старая модель - "Москвич-2140", являвший собой рестайлинг успешного, но стареющего “412-го” "Москвича".
Работа над перспективной моделью, между тем, продолжалась. В Европе вовсю гремела мода на хэтчбэки - и двигаться на АЗЛК стали в том же направлении. В рамках семейства "Дельта" был разработан ряд прототипов с таким кузовом, но под заднеприводную компоновку (они известны как серия "C" - "C-1", "C-3").
Однако глава Минавтопрома Поляков велел отказаться от собственных разработок, шедших слишком медленно и отстававших от мировой моды - и взять за основу французский автомобиль Simca-1310.
Для экспериментов на АЗЛК поступила партия французских "Симок", на основе которых были построены несколько прототипов. Однако чем дальше шла разработка, тем меньше в перспективном "Москвиче" оставалось от француза - двигатель стал продольным, как в прежних "Москвичах", ходовая часть и пол получили принципиально иную конструкцию. В итоге в серийном "Москвиче-2141" от французского прообраза осталась лишь форма крыши и верхней части дверных проёмов.
Для "Москвича-2141" было разработано семейство новых моторов и коробок передач, для которых на заводской территории строилось отдельное современное производство. Однако его ввод в строй запаздывал, и АЗЛК принял решение осваивать модель "2141" со старыми агрегатами - модификациями мотора УЗАМ от “Москвича-412” и двигателем ВА3-2106. В 1998 году в производство пошёл “41-й” с двухлитровым мотором Renault F3R. Тогда же модель получила и небольшой внешний рестайлинг.
В обновлённом виде "Москвич" получил имя "Святогор"; также выпускалась удлиненная модификация "Юрий Долгорукий", удлинённые седаны
"Князь Владимир" и люксовый "Калита". Штучно выпускались и двухместные купе "Дуэт".
Однако из-за экономических передряг 1990-х и роста валюты, за которую закупались двигатели и комплектующие для "Святогоров", выпуск автомобилей стал убыточным - а на заводе висел ещё и многомиллионный валютный долг на оборудование для моторного завода. В 2001 году производство "Москвичей" встало - казалось бы, навсегда.
Разработка принципиально нового автомобиля на замену успешному семейству “408”-”412” велась с начала 1970-х годов. Первоначально речь шла о семействе "3-5-х”, которое продвигалось в формате "большого Москвича-408" - при этом обозначение 3-5-х означало, что модель планировалось освоить в 1973-75 годах.
По ряду причин АЗЛК сорвал сроки проектирования этого семейства, и к производству "большой 408" был не готов. Из-за этого в 1976 году в серию пошла лишь обновлённая старая модель - "Москвич-2140", являвший собой рестайлинг успешного, но стареющего “412-го” "Москвича".
Работа над перспективной моделью, между тем, продолжалась. В Европе вовсю гремела мода на хэтчбэки - и двигаться на АЗЛК стали в том же направлении. В рамках семейства "Дельта" был разработан ряд прототипов с таким кузовом, но под заднеприводную компоновку (они известны как серия "C" - "C-1", "C-3").
Однако глава Минавтопрома Поляков велел отказаться от собственных разработок, шедших слишком медленно и отстававших от мировой моды - и взять за основу французский автомобиль Simca-1310.
Для экспериментов на АЗЛК поступила партия французских "Симок", на основе которых были построены несколько прототипов. Однако чем дальше шла разработка, тем меньше в перспективном "Москвиче" оставалось от француза - двигатель стал продольным, как в прежних "Москвичах", ходовая часть и пол получили принципиально иную конструкцию. В итоге в серийном "Москвиче-2141" от французского прообраза осталась лишь форма крыши и верхней части дверных проёмов.
Для "Москвича-2141" было разработано семейство новых моторов и коробок передач, для которых на заводской территории строилось отдельное современное производство. Однако его ввод в строй запаздывал, и АЗЛК принял решение осваивать модель "2141" со старыми агрегатами - модификациями мотора УЗАМ от “Москвича-412” и двигателем ВА3-2106. В 1998 году в производство пошёл “41-й” с двухлитровым мотором Renault F3R. Тогда же модель получила и небольшой внешний рестайлинг.
В обновлённом виде "Москвич" получил имя "Святогор"; также выпускалась удлиненная модификация "Юрий Долгорукий", удлинённые седаны
"Князь Владимир" и люксовый "Калита". Штучно выпускались и двухместные купе "Дуэт".
Однако из-за экономических передряг 1990-х и роста валюты, за которую закупались двигатели и комплектующие для "Святогоров", выпуск автомобилей стал убыточным - а на заводе висел ещё и многомиллионный валютный долг на оборудование для моторного завода. В 2001 году производство "Москвичей" встало - казалось бы, навсегда.