Ретро

ЗИЛ-41052

Бронированный представительский автомобиль высшего класса, штучно выпускавшийся московским автомобильным заводом имени Лихачёва.
В семейство ЗИЛ-4105 входило три модификации, отличавшиеся внешним видом: ЗИЛ-4105 со внешностью ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41051 со внешностью ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41052 со внешностью ЗИЛ-41047.
При очевидном внешнем сходстве и широкой унификации с не-бронированными лимузинами ЗИЛ, защищённый автомобиль устроен совершенно иначе: его кузов – это в первую очередь так называемая “бронекапсула”, несущий объём сложной конфигурации, обвешанный декоративными навесными панелями. Долгое время конструктив и особенности “бронекапсулы” составляли государственную тайну.
“Бронекапсулу” для ЗИЛа изготавливали на Курганском машиностроительном заводе из стали марки 68ХГСЛМН с толщиной брони от 4 до 10 мм. Пуленепробиваемые стёкла такого ЗИЛа также отличались изрядной толщиной: 43 мм – ветровое, 47 мм – боковые и задние. Ещё одна интересная особенность – многослойные и самозатягивающиеся при повреждении, пожаро-взрывобезопасные топливные баки: их разработал и штучно производил для “бронекапсул” НИИ Стали. Некоторые “бронекапсулы” использовались повторно: завод-изготовитель неоднократно “заменял” автомобиль, отходивший своё, в такой бронекапсуле, и собирал его заново как новый.
Также бронированный ЗИЛ был оснащён двумя отопителями салона повышенной мощности и производительной системой кондиционирования.
Полная масса такого броневика составляла около 5200 кг – на полторы тонны больше условной загруженной “под завязку” ГАЗели. Поэтому к управлению такими ЗИЛами допускались водители исключительно с “грузовой” категорией С, а для работы с первыми лицами – лучшие из лучших профессионалов Гаража особого назначения.
После распада СССР помимо “бронекапсул” советского производства по заказу ГОНа было выпущено два подобных ЗИЛа, но бронированных немецкой фирмой “Траско Бремен”.
Всего было построено 14 ЗИЛов с “бронекапсулами”, причём для шести из них “бронекапсула” использовалась дважды.
В движение “бронекапсулу” приводил бензиновый V8 на 315 лошадиных сил, агрегатированный с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Двигатель оснащён как рабочей, так и аварийной системой зажигания, также продублированы аккумулятор, бензонасос и жизненно важные электрические цепи. Шасси броневика сконструировано таким образом, чтобы машину было невозможно опрокинуть.