Новости

Сессия «Новые кадры для транспортной отрасли: от рабочего до руководителя»

Вопросы кадрового обеспечения транспортной отрасли и формирование нового запроса для рынка труда обсудили в рамках IV международного транспортного фестиваля SPbTransportFest. Участниками специальной сессии стали все участники цепочки процесса «кадрового обеспечения», начиная с представителей колледжей и ВУЗов до работодателей и госструктур.

Своё экспертное мнение представили специалисты Академии транспортных технологий, СПбГАСУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «Дорнадзор», СПб ГУП «Горэлектротранс», Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и др.

Организаторами сессии выступили СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и Союз «Автопром Северо-Запад».
Вёл мероприятие Дмитрий Владимирович Михайлов, начальник управления по работе с персоналом СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Знание–умение–навыки – основной принцип обучения в Академии транспортных технологий (Автотранспортный техникум, основан в 1946), об этом рассказал заместитель директора по производственной работе Василий Иванович Васьковский. Академия ведёт подготовку специалистов для обслуживания транспорта. Выпускники очень востребованы во всех АТП города.
Особое внимание уделяется вопросам организации и проведения практики студентов – построения практико-ориентированного процесса образования – приобретения практических знаний и опыта.
Производственная практика – это завершение подготовки специалиста – самый сложный этап в образовании, на «стыке» теоретического обучения и производства, позволяющий приобрести реальный практический опыт.
С сентября в Академии запускается «пилотный проект» дуального обучения (3-4 курс) – 2-3 дня студенты будут проводить на производстве, выполняя определённый перечень работ, соответствующих полученным компетенциям.

О создании цепочки подготовки специалистов школа-колледж-ВУЗ-ДПО-работодатель рассказал декан Автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Зазыкин Андрей Вячеславович, к.т.н., СПбГАСУ готовит специалистов для реального сектора экономики, конкретно для автопрома уже 75 лет. И хотя факультет не большой – до 1000 студентов, в рамках учебного процесса реализуются все уровни образования, включая докторантуру. Все направления образования имеют международную аккредитацию. В перспективе – открытие группы по робототехнике – сегодня автомобиль — это компьютер на колёсах, а также начать плотнее работать с электромобилями – весь мир идёт по пути «электрификации».
ВУЗ сам по себе не может подготовить и «выпустить» хороших-качественных специалистов, без соблюдения «цепочки» и прямой связи с работодателем на всех этапах обучения. Для внедрения этого в жизнь, необходим системный подход, который позволит с минимальными затратами подготовить востребованных специалистов.
ВУЗы, и в том числе СПбГАСУ, выстаивают работу со школьниками, создавая инженерные классы, но без партнёра-работодателя это невозможно, поскольку «на выходе» необходимо непосредственно на практике проверять полученные школьниками компетенций.
Увы, несмотря на все усилия, приходится отметить, что мотивация школьников для поступления в технические ВУЗы падает. Для преодоления этого негативного процесса, большую заинтересованность должны проявлять будущие работодатели. Сегодня, потенциальные работодатели транспортной отрасли практически не пользуются возможностями целевой подготовкой - организации не направляют и не ведут поиск специалистов среди студентов.
Современные инженерные компетенции как основа для разработки, внедрения и эксплуатации конкурентного городского пассажирского колесного электротранспорта

О наличии проблем с работодателями подтвердил и Дмитрий Олегович Бутарович, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана. В отличии от России, в Китае существует плановый заказ на молодых специалистов от промышленности. В стране ежегодно получают дипломы 11 млн. выпускников, плюс 350 тыс. получают образование в США. Для сравнения, в России, на первый курс поступает 5 млн. человек, а заканчивают ВУЗы только 800 тысяч – нет заинтересованности в обучении.
Основной «бич» нашего образования – программа обучения не привязана к задачам работодателя. Решение очевидно – прямой диалог с заказчиком – работодателем, систематизация полученного опыта и как итог - открытие новых актуальных направлений обучения, например, IT специалисты для транспорта.
МГТУ им. Н.Э. Баумана ведёт подготовку студентов через практику: студентов привлекают к конкретным проектам по НИОКР (пример – московские электробусы, коммунальная техника).

ВЗГЛЯД с другой стороны представила Ирина Рыкова, технический директор ООО "Дорнадзор" заявила, что работодателю необходимы высококвалифицированные специалисты. Но зачастую ВУЗы не готовят таких специалистов, пример - специалисты по общественному транспорту, поэтому приходится обучать на месте. Один из подходов к решению этой проблемы - формирование внутрикорпоративных университетов, которые через 5-6 лет позволяют подготовить из «выпускника» отличного специалиста. Другой подход – более широкое привлечение практиков к преподаванию.

Компетентные специалисты - залог успешного развития компании. Одним из крупнейших работодателей Санкт-Петербурга является СПб ГУП «Горэлектротранс». Штат компании составляет более 10 тыс человек, при этом «ГЭТ» испытывает постоянную потребность в компетентных кадрах. Об этом рассказала начальник сектора по набору персонала Ольга Игоревна Меньшикова. Для этого на предприятии существует программа «кадровый резерв», позволяющая взращивать собственные кадры. Помимо этого, для компании очень важен вопрос - получения сотрудниками новых компетенций и дополнительных навыков.

В качестве «третейского судьи» выступила Людмила Юрьевна Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Она проанализировала состояния рынка труда в отрасли и рассказала о мерах государственной поддержки в профобразовании – переподготовка и опережающее обучение сотрудников компаний за счет бюджета города.

Участники сессии заслушали доклады и провели дискуссию о наиболее острых проблемах кадрового обеспечения автопрома. Была отмечена актуальность тесного взаимодействия работодателей с ВУЗами, необходимость методологической поддержки профессиональных учебных заведений со стороны отраслевых компаний, открытость работодателя в вопросах предоставления учащимся мест для прохождения производственной практики, помощь в подготовке методик преподавания и разработке учебных программ.

Генеральный партнер Фестиваля: АО «Трансмашхолдинг»
Официальный партнер Фестиваля: Холдинг «Синара – Транспортные Машины»
Партнер Фестиваля: ООО «Аларм-Моторс»
Партнеры деловой программы Фестиваля: ООО «РЭНЕРА» и ООО «Информационные сети»

Генеральный информационный партнёр Фестиваля: Авиакомпания «Россия»
Генеральный радиопартнёр Фестиваля: Авторадио
Генеральный ТВ-партнёр Фестиваля: Телеканал «Санкт-Петербург»

Организаторы: СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и Союз «Автопром Северо-Запад»
ТранспортФест