SPbTransportFest

Новости

Пленарное заседание «Возможности финансирования инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта в условиях внешнего санкционного давления»

Деловую программу 3-го международного транспортного фестиваля SPb TransportFesr открыло пленарное заседание «Возможности финансирования инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта в условиях внешнего санкционного давления».

В дискуссии приняли участие как производители электротранспорта и организаторы перевозок, так и представители инвесторов: Александр Кондрашов, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Группы ВЭБ.РФ, Сергей Окутин, член Совета директоров, директор «Транспортная концессионная компания», Дмитрий Панкратов, генеральный директор «БалтНедвижСервис», Денис Качкин, управляющий партнёр адвокатского бюро «Качкин и Партнёры», Владимир Швецов, генеральный директор SIMETRA, Роман Юренев, директор по пассажирским перевозкам Национальной транспортной ассоциации, Максим Пьяных, директор департамента развития региональных программ ООО «УК Группа Газ».

С приветственным словом к собравшимся обратилась Ирина Иванова, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Она, в частности, отметила, что сегодняшняя выставка вселяет море оптимизма. На Манежной площади мы увидели не только уже используемую технику, но перспективные новинки. Когда мы смотрим далеко вперёд – нам очень важен электротранспорт! 

Лейтмотив всех выступлений стал постулат – общественный транспорт все чаще рассматривается инвесторами как привлекательный объект концессионных соглашений. Вместе с тем действующее концессионное законодательство не синхронизировано со специальным отраслевым законодательством в сфере пассажирских перевозок городским транспортом, что создает системные препятствия для реализации концессий.

В своём выступлении Александр Кондрашов отметили, что в ближайшие пять лет на модернизацию общественного электротранспорта в России будет направлено около 400 млрд. рублей, в том числе из ФНБ. Регионы получат реальное финансирование, в том числе и на восстановление трамвайных линий, которые были закрыты. Уже внесены изменения в законы по развитию электротранспорта (в мае 2022 года В. Путин подписал соответствующий законопроект), что позволяет сегодня говорить, что вопросов по финансированию уже практически нет, остаются вопросы по реализации программы, но они адресованы уже к машиностроителям.

С оптимизмом смотрит в будущее ООО «УК Группа Газ». Производственные мощности позволяют сегодня выпускать 9 тыс. автобусов в год, потребности же российского рынка составляют  - 7 тыс., что даёт возможность говорить о ежегодном обновлении парка общественного транспорта на 8-10%. Несмотря на то, что компания ГАЗ находится «под санкциями» уже 4 года, на предприятии сформированы запасы на 30 млрд. руб., что в нынешней ситуации позволит не останавливать «конвейер» как минимум 5 месяцев. Сегодня на выставке «Группой Газ» представлены новые образцы автобусов, которые уже переориентированы на российских поставщиков комплектующих, а в 1 квартале 2023 года компания намерена запустить электробус уже на российских комплектующих. 

Участники пленарного заседания затронули также вопросы синхронизации отраслевого законодательства и законодательства о ГЧП, а также принятия необходимых мер поддержки инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта для исполнения обязательств по заключенным концессионным соглашениям и для запуска новых проектов.

Роман Юренев отметил, что несмотря на то, что концессия наконец пришла в сферу общественного транспорта, в условиях изменения рынка необходимо оказать поддержку и старым контактам, в частности необходимо обсудить введения моратория на штрафные санкции, которые сегодня несопоставимы со стоимостью услуг по контрактам.

Денис Качкин, в 2017 г с Минтрансом РФ было проведено первое мероприятие по обсуждению инвестиционных проектов по общественному транспорту и как первый итог – были вскрыты ключевые пробелы в законодательстве, которые мешали вести инвестиционные проекты. В 2022 году был принят ФЗ №126 «О концессионных соглашениях». который позволяет устранить проблемы дублирования конкурсных процедур, а также даёт возможность конссионального участия в организации работы общественного транспорта. 

Подводя итог дискуссии, модератор  - Артур Щеглов, управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба», общественный уполномоченный в сфере реализации проектов ГЧП в г. Москве, отметил, что последние месяцы внесли большие корректировки в наши планы, но необходимость развития городской инфраструктуры никуда не делась, несмотря на внешнее давление, мы должны и будем развивать общественный транспорт.
SPbTransportFest